[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:3 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа** **Истинным** называется в отличение от ложных; несравнимым же, как превосходящий всех и всем. Иеремия, сказав о Сыне: //«Сей Бог наш, не вменится ин к Нему»// [[old:var:03:36|(Вар. 3, 36)]], ужели назвал Его большим и Отца? А что и Сын есть истинный Бог, о сем говорит сам Иоанн в послании: //«да познаем единого истинного Бога, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный»// [[new:1in:05:20|(1Иоан.5, 20)]]. Поэтому, как на основании слов: //«не вменится ин к Нему»//, не должно думать, что Сын больше Отца, так нельзя разуметь и того, что один Отец — истинный Бог. Но и то и другое сказано относительно к именуемым богами ложно, а не действительно. Так и во Второзаконии говорит: //«Господь един вождаше их, и не бе с ними Бог чужд»// [[old:vtor:32:12|(Втор 32, 12)]]. Если Бог един невидим и премудр; из сего не следует, что Он и во всем всех больше; но над всеми Бог по необходимости всех превосходит. Ужели же Апостол, сказав, что Спаситель над всеми Бог [[new:rim:09:05|(Рим. 9, 5)]], наименовал Его и большим Отца? Но это нелепо. Поэтому подобным сему образом разуметь должно и настоящее место. Великий Бог не может быть меньше другого Бога. Поэтому ужели Апостол, сказав о Сыне: ждем //«блаженнаго упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа»// [[new:tit:02:13|(Тит.2, 13)]], почитал Его большим Отца? Ибо ожидаем явления и пришествия Сына, а не Отца. Поэтому говорится это без различения Отца и Сына, и не в строгой точности. Быть вравне с Богом не иное что значит, как быть равным Богу. Поэтому как же Сын, не почитавший хищением быть вравне с Богом [[new:fil:02:06|(Фил. 2, 6)]], не подобен и не равен Богу? Но иудеи благочестивее Евномия. Ибо, когда Спаситель назвал только Себя Сыном Божиим; поскольку Сыну, если он действительно Сын, должно быть равным Отцу: они хотели, как сказано, побить Его камнями, //«яко не токмо разоряше субботу, но и Отца Своего глаголаше Бога, равенся творя Богу»// [[new:in:05:18|(Иоанн.5, 18)]]. Итак, Сын равен Отцу и по свидетельству Апостола, и по слову самого Спасителя, хотя и не хочет того Евномий. **//Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия. Книги IV-V.//** ===== Свт. Григорий Богослов ===== **се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа** Если слова: **«единого истинного»**, приложить к Отцу, то какое дашь место самосущей Истине? А если таким же образом понимать будешь слова: //«единому премудрому Богу»// [[new:1tim:01:17|(1Тим.1:17)]], //«единому»// имеющему //«бессмертие, во свете»// живущему //«неприступном»// [[new:1tim:06:16|(1Тим.6:16)]]; //«царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу»// [[new:1tim:01:17|(1Тим.1:17)]]; то погибнет у тебя Сын, осужденный на смерть, или на тьму, или на то, чтоб не быть ни премудрым, ни царем, ни невидимым, ни, что главнее всего, вовсе Богом. А вместе с прочим, как ни утратить Ему и благости, которая преимущественно принадлежит единому Богу? Но думаю, что слова: **«единого истинного Бога»**, сказаны в отличение от богов несуществующих, но нарицаемых богами. Ибо не было бы присовокуплено: **«и посланного тобою Иисуса Христа»**, если бы выражение: **«истинного Бога»**, противополагалось Христу, а не вообще шла речь о Божестве. Слова же **«никто не благ»** [[new:lk:18:19|(Лк. 18:19)]] заключают в себе ответ вопрошающему законнику, который признавал благость во Христе, как в человеке. Он говорит, что добро в высочайшей степени принадлежит единому Богу, хотя и человек называется добрым, например: //«добрый человек из доброго сокровища выносит доброе»// [[new:mf:12:35|(Мф.12:35)]]. И: //«дал царство лучшему»// (τωαγαθω) //«тебя»// [[old:1ts:15:28|(1Цар.15:28)]], говорит Бог Саулу, имея в виду Давида. Также: //«Благотвори, Господи, добрым»// [[old:ps:124:04|(Пс.124:4)]]. Сюда же относятся места, где похвалены те из нас, до которых достигли потоки первого Блага, хотя и не непосредственно. Итак, если я убедил тебя, то хорошо, а если нет, что скажешь, по своим предположениям, в ответ утверждающим, что в других местах Писания Сын называется единым Богом! А где именно? – В следующих словах: //«Сей есть Бог»// твой, //«и никто другой не сравнится с ним»//, и вскоре потом: //«после Он явился на земле и обращался между людьми»// [[old:var:03:36|(Вар.3:36, 38)]]. Что это сказано не об Отце, а о Сыне, это доказывает последнее добавление. Ибо Сын общался с нами телесно и пребывал с дольними. Если же одержит верх та мысль, что это сказано не против мнимых богов, а против Отца, то в рассуждении Отца будем побеждены тем самым, что старались противопоставить Сыну. Но что может быть бедственнее и вреднее того, как уступить над собой такую победу? **//Слова. Слово 30.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа** См. Толкование на [[new:in:17:02#svt_ioann_zlatoust|Ин. 17:2]] **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ---- Слова: **«да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»** заключают двоякую мысль, предста­вляют двойной меч; один – направленный против идолослужения, другой – против неверия иудейского. Они указывают на единого истинного Бога, чтобы выставить на позор мертвых идолов; указывают на посланного Иисуса Христа, чтобы зам­кнуть уста отрицающим воплощение. Итак, понимай слова эти в указанном смысле и не оскорбляй величия (Божия) ради буквы. **//Слово о змее, повешенном на кресте Моисеем в пустыне.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа** Познание Бога в этой земной жизни составляет начало и предвкушение жизни вечной. Познание Бога – вот для нас жизнь вечная, пока мы находимся на земле. А какова жизнь вечная в мире ином,// «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку»// [[new:1kor:02:09|(1 Кор. 2:9)]]. Бог открыл это Духом Своим еще в мире сем только самым великим Своим угодникам. Но и в жизни вечной, в Царстве Небесном, наивысшее наслаждение, как представляется, состоит в наивысшем богопознании, то есть в созерцании лица Божия, ибо и Сам Господь о детях говорит: //«Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного»// [[new:mf:18:10|(Мф. 18:10)]]. Ненасытимое лицезрение Бога, непрестанная жизнь в присутствии Божием, в неизреченном восхищении и радости, в беспрерывном славословии и умилении – не такова ли жизнь ангелов и праведников в мире ином? Не есть ли это жизнь в богопознании? Но пока мы здесь, на земле, как говорит апостол, //«теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу»// [[new:1kor:13:12|(1 Кор. 13:12)]]. Теперь наше познание Бога является частичным, а тогда будет полным. Не нужно, однако, считать, будто человек, лишь пришедший к умозаключению, что Бог как-то и где-то существует, знает Бога. Знает Бога тот, кто ощущает Божие дыхание жизни в себе и повсюду вокруг себя; тот, кто и умом, и сердцем, и душою чувствует величественное и страшное присутствие единого истинного Бога как в природе, так и в жизни людей – и в своей собственной жизни. Почему Господь особо выделяет: единого истинного Бога? Чтобы удалить от Своих верных всякое многобожие и всякое идолопоклонство и чтобы еще раз подтвердить слова, изреченные Им чрез Моисея: //Я Господь, Бог твой...; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим//. А почему Он подчеркивает, что жизнь вечная – и в познании Его, Иисуса Христа? Потому что чрез Него Бог открылся в наивысшей степени, в какой только мог открыться смертным людям, и потому что лишь чрез Него люди приходят к наивысшему богопознанию, к какому вообще могут прийти в этой жизни. Как Сам Господь сказал иудеям: //«если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего»// [[new:in:08:19|(Ин. 8:19)]]; из чего явствует: Отца можно познать только чрез Сына, Господа нашего Иисуса Христа. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа** См. Толкование на [[new:in:17:01#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:1]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисуса Христа ** И действительно, вечную жизнь доставляет Богопознание, соединенное с верой и добрыми делами, //а вера без дел мертва есть// [[new:iak:02:20|(Иак. 2, 20)]]. Бога Отца Иисус Христос назвал единым истинным Богом, в отличие от богов ложных, – богов по имени только, а не на самом деле. О Себе Иисус Христос не говорит, что и Он не истинный Бог. Каким образом мог о Себе сказать это Тот, Который называет Себя истиною, говоря: //Аз есмь... истина// [[new:in:14:03|(Ин. 14, 3)]], и объявляет Себя равным Отцу, как во многих других случаях, так и в том, когда говорит: //Аз и Отец едино есма// [[new:in:10:30|(Ин. 10, 30)]]? (Итак, Иисус Христос не говорит в этот раз и о Себе, что и Он есть истинный Бог, потому именно, что это было уже известно из прежнего Его учения. Не упоминает Он здесь и о Святом Духе, потому что о Нем было уже изложено ясное учение, именно как об Утешителе, Который наставит учеников на всякую истину). ===== Лопухин А.П. ===== **Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа** //«Сия же есть жизнь вечная...»// По-видимому, истинная вечная жизнь состоит, таким образом, только в богопознании. Но Христос не мог высказать такую мысль, потому что истинное богопознание не ограждает человека от оскудения любви [[new:1kor:13:02|(1Кор.13:2)]]. Правильнее будет сказать поэтому, что здесь под «познанием» понимается не только теоретическое усвоение истин веры, а влечение сердца к Богу и Христу, истинная любовь. //«Единого истинного Бога»//. Так говорит Христос о Боге, чтобы указать на противоположность того богопознания, какое Он имеет в виду, тому неправильному познанию, какое о Боге имели язычники, переносившие славу Единого на многих богов [[new:rim:01:23|(Рим.1:23)]]. //«И посланного Тобою Иисуса Христа»//. Здесь Христос в первый раз так Себя называет. «//Иисус Христос»// является здесь Его именем, которое потом в устах апостолов становится уже обычным Его обозначением ([[new:act:02:38|Деян.2:38]], [[new:act:03:06|3:6,]] [[new:act:04:10|4:10]] и т.д.). Господь таким образом в этой последней Своей молитве, произнесенной вслух перед учениками, дает, так сказать, известную формулу, которая впоследствии должна употребляться в христианском обществе. Очень вероятно, что такое обозначение предлагает Христос в противовес иудейскому воззрению на Него, согласно которому Он был просто «//Иисус//» (ср. [[new:in:09:11|Ин.9:11)]]. По мнению отрицательной критики (например, Бейшлага), Христос здесь ясно говорит, что Отец Его – это Бог, а Сам Он – вовсе не Бог. Но против такого возражения нужно сказать, что Христос здесь Отца как Единого истинного Бога противопоставляет не Себе Самому, а богам ложным, которых чтили язычники. Затем, Христос говорит, что познание Бога Отца достижимо только через Него, Христа, и что познание Самого Христа так же необходимо для получения вечной жизни или спасения, как и познание Бога Отца. Не ясно ли, что в этом Он свидетельствует о Себе как о Едином с Богом Отцом по существу? Что же касается того, что Он говорит о познании Его отдельно от познания Бога Отца, то это, по замечанию Знаменского, объясняется тем, что для достижения вечной жизни необходима вера не только в Бога, но и в искупление человека перед Богом, которое совершено было Сыном Божиим через то, что Он стал Мессией – Богочеловеком, посланным от Бога Отца в мир. **//Толковая Библия.//** [<10>]