[<10>] ====== Толкования на Ин. 17:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ныне же к Тебе гряду, и сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе** См. Толкование на [[new:in:17:11#svt_ioann_zlatoust|Ин. 17:11]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную** Расставаясь со Своими учениками и с миром, Господь возносит эту молитву ко Отцу Небесному. Господь ведает, что Ему предстоят смерть и гроб, но Он не упоминает о сем в молитве бессмертному Отцу Небесному, ибо смерть и гроб в очах Божиих – ничто. Он говорит о возвращении ко Отцу Своему: **Ныне же к Тебе иду**, в вечную славу, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Еще Он молит, чтобы ученики Его **имели радость** Его. Что это за радость? Это радость послушливого Сына, исполнившего волю Отчую. Это радость Миротворца, внутреннего Божественного мира Которого не может поколебать все беснование мира сего. Это радость Домовладыки, Который, расчистив, вспахав и засеяв ниву, веселится при виде возрастающего и процветающего посева. Это радость Победителя, одолевшего всех противников Своих и даровавшего победоносную мощь друзьям Своим, да побеждают до скончания века. Это, наконец, радость чистого и незлобивого сердца – радость, означающая жизнь, любовь и силу. Этой и таковой радости, и при том в избытке, желал Господь Иисус Христос ученикам Своим при расставании с миром. Сей предсмертной молитве Господа нашего Иисуса Христа Отец внял в полной мере, и ее плоды вскоре явились. Первомученик за веру Христову, святой архидиакон Стефан, во время страданий своих увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога [[new:act:07:55|(Деян. 7:55)]]. А прозорливый апостол Павел пишет, что Бог воздействовал во Христе, //«воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его»// [[new:ef:01:20|(Еф. 1:20–22)]]. Вот то, что относится к прославлению Господа Иисуса Христа. А что касается духовного единения последователей Его – и сие осуществилось так, как Он молил Отца. Ибо говорится в Деяниях святых апостолов, что //«все они единодушно пребывали в молитве и молении»// [[new:act:01:14|(Деян. 1:14)]]; //«у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа»// [[new:act:04:32|(Деян. 4:32)]]. Однако, как мы отметили, молитва Христова относится не только к апостолам – хотя к ним в первую очередь – но и ко всем, кто уверовал и уверует в Господа по слову их. Эта молитва относилась, таким образом, и к святым отцам Первого Вселенского Собора, память коих мы сегодня совершаем. Соблюди их, – молился Господь Отцу Своему. И Отец соблюл их от заблуждения арианства и Духом Святым вдохновил, просветил и укрепил – и они веру Православную защитили и утвердили. Но эта молитва относится и ко всем нам, крещенным в Церкви Апостольской и узнавшим от апостолов и их последователей о спасительном имени Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. О братия мои, подумайте о том, что Господь Иисус Христос две тысячи лет назад пред самой Своею смертью думал о вас и молился о вас Богу! О, да соблюдет и да очистит вас всесильная молитва сия от всякого греха, да исполнит вас радости и да соединит сердца и души ваши! Да будете все едино в прославлении Отца и Сына и Святаго Духа – Троицы Единосущной и Нераздельной, Коей подобает слава ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь. **//Беседы на Евангелие.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную** См. Толкование на [[new:in:17:12#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 17:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Ныне же к Тебе гряду** Опять Иисус Христос повторяет:// к Тебе гряду//, как и прежде повторял: //от Бога изыдох//, желая частым повторением сильнее убедить в этом учеников и доставить им через это немалое утешение. **И сия глаголю в мире, да имут радость Мою исполнену в себе** Находясь еще в мире, Я говорю ученикам это, именно: //к Тебе гряду и святи их//, – говорю для того, чтобы они имели совершенную радость о Мне, будучи убеждены, что и Меня не удержит ад, и Ты будешь им помощником. Хотя они и верили этому, но не будучи еще вполне убеждены, колебались в своих мыслях и не могли быть покойны (Или: Я говорю это уничиженно и человекообразно, чтобы успокоив свои слабые еще умы, ученики исполнились радости совершенной, не считая Меня за противника Богу Отцу). ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную** См. Толкование на [[new:in:17:11#prot_ioann_buxarev|Ин. 17:11]] ===== Лопухин А.П. ===== **Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную** Так как Христос теперь должен удалиться от учеников, то Он намеренно говорит Свою молитву о них вслух, пока еще остается с ними «//в мире»//. Пусть они слышат, пусть знают, Kому Он их поручает. Это знание, что Сам Отец стал их покровителем, сохранит их от упадка духа при надвигающихся испытаниях. **//Толковая Библия.//** [<10>]