[<10>] ====== Толкования на Ин. 18:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-8 **Иисус же ведый вся грядущая Нань, изшед рече им: кого ищете; Отвещаша Ему: Иисуса Назореа. Глагола им Иисус: Аз есмь. Стояше же и Иуда, иже предаяше Его, с ними. Егда же рече им: Аз есмь, идоша вспять и падоша на земли. Паки убо вопроси их (Иисус): кого ищете; Они же реша: Иисуса Назореа. Отвеща Иисус: рех вам, яко Аз есмь: аще убо Мене ищете, оставите сих ити** **Иисус же, ведый вся грядущая нань, изшед рече им: кого ищете?** [[new:in:18:04|(ст. 4)]]. То есть не теперь только и не из того, что они пришли, Он узнал об этом, но уже наперед знал все это и потому без смущения говорил и действовал. Почему же они приходят с оружием, намереваясь схватить Его? Они боялись Его последователей. По этой же причине они и напали на него поздно ночью. **Изшед рече им: кого ищете? Отвещаша Ему: Иисуса Назореа** [[new:in:18:04|(ст. 4–5)]]. Видишь ли непреоборимую силу, – как Он, находясь среди их, ослепил глаза их? А что не темнота была причиною – это показал евангелист, сказавши, что они имели и светильники. Да если бы и не было светильников, все же они должны были бы узнать Его по голосу. Если же они и не знали Его, то как мог не узнать Иуда, который неразлучно находился с Ним? Ведь и он стоял вместе с ними и, однако ж, не только, подобно им, не узнал Его, но и повергся вместе с ними на землю. Это сделал Иисус для того, чтобы показать, что без Его соизволения они не только не могли бы взять Его, но и увидеть Его, хотя Он находился среди них. **Паки вопроси их: кого ищете?** [[new:in:18:07|(ст. 7)]]. О, безумие! Слово Его повергло их на землю; а они и после того, как испытали столь великую силу, не обратились, но опять устремляются на то же. Потому, исполнив со Своей стороны все, Он, наконец, предает Себя и говорит им: **рех вам, яко Аз есть** [[new:in:18:08|(ст. 8)]]. **Стояще же и Иуда, иже предаяше Его** [[new:in:18:05|(ст. 5)]]. Заметь незлобие евангелиста: он не поносит предателя, но рассказывает событие, стараясь одно лишь показать, что все произошло по Его соизволению. А чтобы кто-нибудь не сказал, что Он Сам расположил их к тому, – так как Сам Себя отдал им и объявил Себя пред ними, – Христос сначала сделал все, что могло отклонить их от предприятия, и уже тогда, как они остались упорными в злобе и не имели никакого оправдания, предал им Себя, говоря: **аще убо Мене ищете, оставите сих ити** [[new:in:18:08|(ст. 8)]]. Так до последней минуты выказывает Свою любовь к ученикам! Если, говорит, вы во Мне имеете нужду, то не трогайте их. Вот Я Сам Себя предаю вам. ---- Стояли перед Ним и близко – и не видели Его; но Сам искомый помогает им найти себя, чтобы они знали, что Он добровольно идет на страдание, что, если бы Он не восхотел им попустить, они не овладели бы Им. Как же бы они, в самом деле, овладели Им, когда не могли и найти Его? Что говорю: не могли найти Его? Они не могли даже видеть Его, тогда как Он был перед ними; и не только не могли видеть Его, когда Он был перед ними, но и тогда, когда отвечали на вопрос Его, не знали, кто был перед ними: так Он чрез­мерно ослепил глаза их! И не только ослепил, но даже по­верг их Своим голосом на землю. Когда Он сказал: **"кого ищете?"** – они все //"отступили назад"// от этих слов. Что, в самом деле, бесчувственнее, что неблагодарнее их? Упали на­зад, и опять встали, и опять напали! Не бесчувственнее ли кам­ней были они? И чтобы они знали, что Он точно тот, кто ска­зал им: **"кого ищете?"** – и поверг их назад, (Иисус) опять, как они встали, говорит им: **"кого ищете?"** Они отвечают: //"Иисуса Назорея"//; и говорит им: //"Я сказал вам, что это Я"// [[new:in:18:07|(Ин.18:7,8)]]. Как бы так говорит Он: узнайте, что Я тот же самый, который ска­зал раньше: **"кого ищете?"** и который поверг вас. Но из этого не вышло никакой пользы; нет, они остались в том же ослеп­лении. **//Беседа к упрекавшим за обширность вступлений.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете** Иисус Христос Господь наш знал будущее и все, что с Ним случится. **Иисус же, зная все, что с Ним будет**... Знать будущее свойственно одному Богу. Видим, что Христос – Бог наш, пришедший в мир спасти нас и пострадавший за нас. **//Сокровище духовное, от мира собираемое.//** =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XXXVIII.// Почему один Иоанн не вспомнил поцелуя, которым произошло предательство? Почему когда прочие [евангелисты] рассказали, что одновременно с поцелуем Иуды схватили иудеи Господа, Иоанн не так [говорит], но что спросил [Иисус]: «Кого ищете?» и опрокинул навзничь их и прочее по порядку написал [[new:mf:26:50|(Мф. 26:50]]; [[new:mk:14:46#prp_isixij_ierusalimskij|Мк. 14:46]]; [[new:lk:22:54|Лк. 22:54]]; [[new:in:18:04|Ин. 18:4)]]? //Разъяснение// см. [[new:mf:26:50#prp_isixij_ierusalimskij|Мф. 26:50]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете** См. Толкование на [[new:in:18:03#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 18:3]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Иисус же ведый вся грядущая Нань, изшед рече им: кого ищете; Отвещаша Ему: Иисуса Назореа. Глагола им Иисус: Аз есмь. Стояше же и Иуда, иже предаяше Его, с ними. Егда же рече им: Аз есмь, идоша вспять и падоша на земли ** Ст. 4-6: Зная, как Бог, все, что с Ним будет, Иисус Христос вышел и спокойно спросил их, как Человек. Тут же стоял вместе с пришедшими и предатель, но и он не мог узнать Иисуса Христа ни по виду, ни по голосу. Этим Иисус Христос показал, что против Его воли не только не могли бы взять Его, но и увидеть. В вышеупомянутой главе говорится и об этом. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его** Христос не ожидает, когда его найдут, а Сам выходит солдатам навстречу из того несколько уединенного места, где Он совершал Свою молитву (ср. [[new:lk:22:41|Лк.22:41]]). Спокойствие, обнаруженное при этом Христом, евангелист объясняет тем, что Господь знал наперед все, что с Ним будет. [<10>]