[<10>] ====== Толкования на Ин. 18:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-11 **да сбудется слово, еже рече, яко ихже дал еси Мне, не погубих от них ни когоже. Симон же Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба и уреза ему ухо десное: бе же имя рабу Малх. Рече убо Иисус Петрови: вонзи нож в ножницу: чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея** **Да сбудется слово, еже рече, яко не погубих от них ни когоже** [[new:in:18:09|(ст. 9)]]. Под именем погибели разумеет здесь не эту смерть, но ту – вечную; а евангелист принял эти слова и в смысле настоящей смерти. Может быть, кто-нибудь удивится, как не взяли вместе с Ним и не умертвили Апостолов, особенно когда Петр раздражил их своим поступком с рабом. Кто же удержал их? Не другой кто, а та же сила, которая повергла их на землю. Потому-то и евангелист, желая показать, что это произошло не по их воле, но по силе и воле Того, Кто был взят ими, и присовокупил: **да сбудется слово, еже рече, яко не погубих от них ни когоже.** Ободренный этими словами, равно как и тем, что уже совершилось, Петр поднимает в это время оружие против пришедших. Но как же, скажешь, был нож у того, кому заповедано было не иметь ни дорожной сумы, ни двух одежд [[new:mf:10:10|(Мф. 10, 10)]]? Мне кажется, Петр боялся именно этого, и потому заранее приготовил. Если же ты спросишь: каким образом тот, кому дано повеление не ударять в ланиту, делается человекоубийцею, – (я отвечу), что, действительно, ему заповедано было не мстить за себя; но здесь он мстил не за себя самого, а за своего Учителя. Притом же ученики не были еще вполне совершенны. Если ты хочешь видеть Петра любомудрствующим, то посмотри на него впоследствии, когда он подвергается ранам и переносит их с кротостию, терпит бесчисленное множество бедствий и не раздражается. А Христос и здесь совершает чудо и тем в одно и то же время и научает нас благодетельствовать зло творящим, и обнаруживает Свою силу. Рабу Он возвращает ухо, а Петру говорит: //вси приемшии нож ножем погибнут// [[new:mf:26:52|(Мф. 26, 52)]]. Как поступил при умовении (ног), смирив горячность Петра угрозою, так поступает и здесь. А о имени раба евангелист упоминает по той причине, что это событие было весьма важно не потому только, что Христос исцелил, но и потому, что исцелил человека, который пришел взять Его и немного после имел ударить Его в ланиту, что этим Он отстранил долженствовавшую возникнуть отсюда брань на Его учеников. Поэтому-то евангелист сказал и имя, чтобы тогдашние читатели могли изыскать и исследовать, действительно ли это так было [[new:in:18:10|(Ин. 18, 10)]]. Не без намерения также он говорит и о правом ухе; как мне кажется, он хотел показать горячность Апостола, так как он устремился почти на самую голову. Но Иисус не только Петра останавливает угрозою, но и других утешает следующими словами: **чашу, юже даде Мне Отец, не имам ли пити ея?** [[new:in:18:11|(ст. 11)]]. Этим Он показывает, что все, что теперь совершается, зависит не от силы врагов, но от Его соизволения, а вместе с тем обнаруживает, что Он не противник Божий, но послушен Отцу даже до смерти. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого** См. Толкование на [[new:in:18:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 18:7]] ===== Евфимий Зигабен ===== **да сбудется слово, еже рече, яко ихже дал еси Мне, не погубих от них ни когоже** См. Толкование на [[new:in:18:08#evfimij_zigaben|Ин. 18:8]] ===== Лопухин А.П. ===== **да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого** См. Толкование на [[new:in:18:06#lopuxin_ap|Ин. 18:6]] [<10>]