[<10>] ====== Толкования на Ин. 18:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 21-24 **что Мя вопрошаеши; Вопроси слышавших, что глаголах им: се, сии ведят, яже рех Аз. Сия же рекшу Ему, един от предстоящих слуг удари в ланиту Иисуса, рек: тако ли отвещаваеши архиереови; Отвеща ему Иисус: аще зле глаголах, свидетелствуй о зле: аще ли добре, что Мя биеши; Посла же его Анна связана к Каиафе архиереови** **Что Мя вопрошаеши? Вопроси слышавших** [[new:in:18:21|(ст. 21)]]. Это слова не человека надменного и упрямого, но твердо уверенного в истине своих слов. Что Он в начале говорил: //аще Аз свидетельствую о Мне, свидетельство Мое несть истинно// [[new:in:05:31|(5, 31)]], то же самое выражает и теперь, желая представить свидетельство вполне достоверное. В самом деле, так как архиерей спрашивал Его об учениках, как учениках, то Он отвечает: Меня ты спрашиваешь о Моих? Спроси врагов, наветников, тех, которые связали Меня: пусть они говорят. Ведь самое несомненное доказательство истины, когда кто призывает врагов в свидетели своих слов. Что же архиерей? Ему надобно было бы произвести такое исследование, но он этого не сделал, а между тем за то, что Христос сказал так, **един от предстоящих слуг удари Его в ланиту** [[new:in:18:22|(ст. 22)]]. Что может быть наглее этого? Ужаснись небо, вострепещи земля при таком долготерпении Владыки и при такой несправедливости рабов! И что же было Им сказано? Ведь Он сказал: **что Мя вопрошаеши?** – не потому, чтобы отказывался отвечать, но потому, что хотел устранить всякий повод к несправедливости. И между тем, как за такой ответ Его ударили в ланиту, Он, несмотря на то что мог все поколебать, и истребить, и ниспровергнуть, – ничего такого не делает, а, напротив, произносит слова, могущие укротить всякое зверство. **Аще зле**, говорит, **глаголах, свидетельствуй о зле**, то есть, если ты можешь порицать Мои слова, докажи это, если же не можешь, **что Мя биеши?** [[new:in:18:23|(ст. 23)]]. Видишь ли судилище, исполненное шума, смятения, ярости и бесчинства? Архиерей спрашивал злонамеренно и коварно; Христос отвечал прямо и как должно. Что же затем следовало сделать? Опровергнуть или принять слово Его. Но этого не делают; а раб ударяет Его в ланиту. Значит, это уже не судилище, а заговор и насилие. Потом, так как и при всем этом не нашли ничего, то отсылают Его, связанного, к Каиафе [[new:in:18:24|(ст. 24)]]. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил** См. Толкование на [[new:in:18:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 18:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Что Мя вопрошаеши; вопроси слышавших, что глаголах им: се, сии ведят, яже рех Аз ** Это слова не гордого, но уверенного в истине Своего учения. //Что Мя вопрошаеши?// вопроси слышавших, не только учеников, но и других, которые даже не уверовали в Меня. ===== Лопухин А.П. ===== **Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил** См. Толкование на [[new:in:18:19#lopuxin_ap|Ин. 18:19]] [<10>]