[<10>] ====== Толкования на Ин. 19:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 16-17 **Тогда убо предаде Его им, да распнется. Поемше же Иисуса и ведоша: и нося крест Свой, изыде на глаголемое Лобное место, еже глаголется еврейски Голгофа** Иудеи еще в начале, пользуясь покровительством Божиим, домогались закона, по которому управляются царства языческие, и в пустыне после манны вспоминали о луке. Так точно и теперь, отказываясь от Царства Христова, они провозглашают над собою царство кесарево. Потому-то (Господь) и поставил над ними царя, согласно с их приговором. А что Пилат, услышав это, **предаде Его им, да распнется**, – крайне несправедливо! Ему следовало бы допросить, действительно ли Христос домогался присвоить Себе царскую власть, а он произнес приговор единственно по страху. Чтобы он не подвергся ему, Христос наперед уже сказал: //Царство Мое несть от мира сего//; но он, всецело предав себя настоящему, не хотел любомудрствовать ни о чем великом. Равным образом, и сон жены его должен был поразить его; но он ни от чего этого не образумился и не воззрел на небо, но предал Христа. Тогда (иудеи) возложили на Него крест, уже как на осужденного: они так гнушались этим древом, что не позволяли себе даже прикоснуться к нему. Так было и в прообразе: и Исаак нес дрова. Только тогда все дело ограничилось намерением отца, так как то было прообразование; а теперь все исполнилось самим делом, потому что это была истина. **И изыде на лобное место.** Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих раменах. Что за важность, если иудеи и с другим намерением определили Ему нести крест? Они распинают Его даже вместе с разбойниками, но и в этом случае против воли исполняют пророчество: так все, что они делали в поношение, служило к подтверждению истины, чтобы ты познал, как велика ее сила. Ведь и об этом издревле предсказал Пророк: //яко со беззаконными вменися// [[old:is:53:12|(Ис. 53, 12)]]. Итак, диавол хотел помрачить это событие, но не мог: распяты были трое, но просиял один Иисус, чтобы ты познал, что все совершилось Его силою. И хотя чудеса совершались в то время, когда трое пригвождены были к крестам, однако ж никто и ни одного из них не приписал никому другому, кроме одного Иисуса. Так бессильны оказались козни диавола, и все обратилось на главу его! Ведь даже из тех двух (разбойников) один спасся. Таким образом, диавол не только не повредил славе креста, но и немало содействовал ей, потому что обратить разбойника на кресте и ввести его в рай – не меньше значит, чем потрясти камни. ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели** См. Толкование на [[new:in:19:15#svt_filaret_drozdov|Ин. 19:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели** См. Толкование на [[new:in:19:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 19:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда убо предаде Его им, да распнется** побежденный их настойчивостью. Кому же предал Иисуса Христа Пилат? Конечно, иудеям и воинам. **Поемше же Иисуса и ведоша** Найди в двадцать седьмой главе Евангелия от Матфея слова:// и егда поругашася Ему, совлекоша с Него багряницу и облекоша Его в ризы Его// [[new:mf:27:31|(Мф. 27, 31)]], и прочитай объяснение их. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 16-18 **Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса** (См. комментарии к [[new:mf:27:24|Мф.27:24–38]] и параллельные места). Почему Иоанн не упоминает о Симоне Kиринеянине? Очень вероятно, что он хотел этим лишить опоры существовавшее у древних гностиков-василидиан мнение, будто бы вместо Христа на кресте был распят по ошибке Симон (Ириней Лионский. «Против ересей», I, 24, 4). [<10>]