[<10>] ====== Толкования на Ин. 20:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа. Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры** См. Толкование на [[new:in:20:24#svt_ioann_zlatoust|Ин. 20:24]] ---- Потом, когда пришел Фома, другие ученики говорили ему: **«мы видели Господа»**. Те с гордостью говорили о том, что они видели, а он, как бы одержимый (духом) противоречия, но не неверия (таково сомнение), и горячо желая удостовериться, не сказал, однако: «этого не может быть». Тщательно вникни: он не отвергнул воскресения – не сказал: «невозможное вы говорите, несбыточные вещи рассказываете», но искал удостоверения, говоря: **«аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры»**. **//Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Беседа первая.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю** **Аще не вижу на руку Его язвы гвоздиныя,** - отвечал Фома, приведенный в недоумение радостнейшею вестью, - **и вложу перста моего в язвы гвоздиныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры.** Так выразилось не неверие, враждебное Богу, — так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Кирилл Туровский ===== **Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю** См. Толкование на [[new:in:20:24#svt_kirill_turovskij|Ин. 20:24]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю** См. Толкование на [[new:in:20:24#svt_nikolaj_serbskij|Ин. 20:24]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю** //Емляй скоро веру, легок сердцем// [[old:prsir:19:04|(Сир. 19:4)]]. Но было бы упорством и не верить свидетельству многих лиц достойных веры, по пристрастию к своему только убеждению. В вещах Божественных, вера должна предшествовать видению: //аще не уверуете, ниже имате разумети// [[old:is:07:09|(Ис. 7:9)]] тайн религии. Для нашего назидания Провидение допустило такое упорство в одном из Апостолов; для предупреждения нашего неверия оно попустило обнаружиться его неверию. //**Избранные места из Священной Истории**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю** См. Толкование на [[new:in:20:24#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 20:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глаголаху же ему друзии ученицы: видехом Господа ** Сказали, когда Фома уже пришел к ним. **Он же рече им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры** Подобно тому как верить без всякого рассуждения и как попало свойственно легкомысленному, так и исследовать до мелочи и через меру испытывать – свойственно тупоумному. За это и порицается Фома. В то время, как все ученики, заслуживающие полного доверия, утверждали, что видели Господа, Фома не поверил, не столько, впрочем, не доверяя им, сколько считая невозможным самое Воскресение. Он сам хочет видеть Господа; мало того, хочет видеть раны от гвоздей. Но и на этом пытливость Фомы не останавливается: он хочет вложить палец в раны от гвоздей и руку в бок Спасителя, чтобы это не было призраком. Он, как известно, слышал от других учеников, что Спаситель только показал им Свои руки и бок. И так осязание Фома считает более достоверным, чем зрение. ===== Лопухин А.П. ===== **Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю** См. Толкование на [[new:in:20:24#lopuxin_ap|Ин. 20:24]] [<10>]