[<10>] ====== Толкования на Ин. 20:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше** См. Толкование на [[new:in:20:24#svt_ioann_zlatoust|Ин. 20:24]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше** Господь ему сказал: **«Яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии, и веровавшии»**, показывая этим, что те, которые собственными очами взирали на славу (Его), ничем большим не обладают над теми, которые чрез них были приведены в веру в Него. Если же Он сказал не «имеющие уверовать», но – **«уверовавшие»**, то это было сказано в божественном и предведящем значении Знающего все прежде совершения, для которого будущее является как бы уже происшедшим. **//Омилия 17. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения).//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие** В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! **Блажени невидевшии и веровавше.** Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен. Когда Он принес молитву о апостолах Отцу Своему пред исшествием на спасительные для нас страдания, тогда соединил с апостолами всех истинных христиан. //Не о сих же молю токмо,// - сказал Он, - молю не только о апостолах, //но и о верующих словесе их ради в Мя// [[new:in:17:20|(Ин. 17.20)]]. Так и здесь: участниками блаженства апостолов Он соделывает всех чад Церкви. //Ваша блаженна очеса, яко видят//, - сказал Он апостолам, - //и уши ваша, яко слышат. Аминь бо глаголю вам, яко мнози пророцы и праведницы Ветхого Завета вожделеша видети, яже видите, и не видеша: и слышати, яже слышати, и не слышаша// [[new:mf:13:16|(Мф. 13.16-17)]]. Блаженные самовидцы и слуги Слова предали нам виденное и слышанное ими , когда //Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом// — говорит один из этих самовидцев Слова — //славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины// [[new:in:01:14|(Ин. 1.14).]] Яснейшее поведание апостолов соделывает нас как бы зрителями событий, которых очевидцами были апостолы. При посредстве церковных таинств мы вступили в существенное общение с Господом и пребываем в этом общении при посредстве этих таинств. Бога, невидимого для чувственных очей, живая вера соделывает видимым для душевного ока — ума. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Кирилл Туровский ===== **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие** См. Толкование на [[new:in:20:24#svt_kirill_turovskij|Ин. 20:24]] ===== Свт. Николай Сербский ===== **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие** Возвратив Фоме веру и утвердив ее, Господь мягко его укоряет: **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие**. Господь хочет сказать: «Ты, Фома, поверил чувствам более, нежели духу. Ты хотел удостовериться с помощью чувств, и вот, Я предоставил тебе такую возможность; и ты только теперь поверил, потому что увидел Меня и прикоснулся ко Мне. Но **блаженны невидевшие и уверовавшие**, то есть те, кто не видел очами, а лишь прозрел духом и принял веру сердцем». Блаженны те, кто уверовал во Христа и Его Евангелие, не видев Христа телесными очами и не прикасавшись к Нему руками. Блаженно дитя, кое верует всему, сказанному матерью, и не ходит, сомневаясь, проверять это с помощью своих очей и рук. «//Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет//» [[new:mf:05:37|(Мф. 5:37)]]. Господь уже столько раз говорил, что воскреснет, – надо было веровать Ему. Однако, дабы уверить неверующих и утвердить поколебавшихся, Господь не ограничился только пророчеством о Своем Воскресении, но много раз являлся по Воскресении. Самым важным для Него было, чтобы апостолы, а чрез них и все верные непоколебимо уверовали в Его Воскресение из мертвых. Сие есть основание веры и венец радости для всякого христианина. Потому премудрый Господь сотворил все, да удовлетворит и дух, и чувства Своих апостолов, дабы никто и никогда не поколебался в вере в то, что Он, Господь, жив и прославлен. «//Хотя дух животворит; плоть не пользует нимало//» [[new:in:06:63|(Ин. 6:63)]], хотя чувства могут обмануть людей скорее, нежели дух, все же снисходительный Господь снизошел к немощи человеческой и сделал все, чтобы удовлетворить и чувственный разум людей, и их чувственную логику. Потому Воскресение Господне воистину стало и доныне является самым доказанным фактом в истории человечества. Ибо какой иной факт из далекого прошлого так всестороннее и тщательно доказан, как этот? //**Беседы. Неделя вторая по Пасхе. Евангелие о сомнении и вере апостола Фомы.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие** См. Толкование на [[new:in:20:24#blazh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 20:24]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блажени не видевшии и веровавше ** Петр и Иоанн поверили Воскресению Господа еще тогда, когда не видели Его, а только увидели погребальные пелены и плат, бывший на Его голове. Остальные ученики тоже, после того, как Петр видел воскресшего Господа и возвестил им, хотя сами не видели Его, однако поверили Воскресению. Обретоста, говорит Лука, //совокупленых единонадесяте и иже бяху с ними, глаголющих, яко воистинну воста Господь и явися Симону// [[new:lk:24:33|(Лк. 24, 33)]]. Но почему тот же самый евангелист говорит, что когда Иисус Христос явился ученикам, то они, //убоявшеся же и пристрашни бывше, мняху дух видети// и т.д., а также, что еще же //неверующым им от радости и чудящымся, рече им: имате ли что снедно зде// [[new:lk:24:36|(Лк. 24, 36]] и [[new:lk:24:41|41)]]? Так сказал евангелист на том основании, что ученики тогда испытывали такие чувства не потому, что они не верили, что Иисус Христос воскрес, а потому, что они сомневались, Иисус ли Христос это явился им, и хотели достовернее убедиться в этом. Блаженство, изреченное Иисусом Христом не видевшим и уверовавшим, простирается и на тех, которые уверовали через проповедь. Поэтому, если кто-либо говорит: «блаженны жившие во времена Иисуса Христа и видевшие Его», пусть припомнит, что – //блажени не видевшии, и веровавше//. Но как нетленное тело может иметь следы от ударов и подлежать осязанию? Как?... Это сверхъестественно и допущено Домостроительством Божиим, так как Иисус Христос и ел и пил только для большего убеждения учеников. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие** Т.е. та вера, которая основывается на искреннем доверии к свидетельству истине, получит большую награду, чем та, которая основывается на видении и исследовании предмета. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие** См. Толкование на [[new:in:20:28#lopuxin_ap|Ин. 20:28]] [<10>]