[<10>] ====== Толкования на Ин. 21:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши** Сказав ему о любви к Себе, Христос предрекает ему и мученичество, которому он подвергнется, и тем показывает, что то, что Он говорил ему, говорил не по недоверию к нему, а, напротив, по совершенной уверенности в нем, желая показать образец любви к Себе и научить нас, каким образом преимущественно мы должны любить Его. Вот почему говорит: **егда был еси юн, поясался еси сам, и ходил еси, аможе хотел еси. Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и иные тя пояшут и ведут, аможе не хощеши** [[new:in:21:18|(ст. 18)]]. Несомненно, что Петр сам этого хотел и желал, потому Христос и возвестил ему это. Он неоднократно говорил: //душу мою за Тя положу// [[new:in:13:37|(13, 37)]], и: //аще ми есть и умрети с Тобою, не отвергуся Тебе// [[new:mf:26:35|(Мф. 26, 35)]]; поэтому Христос и устроил по его желанию. Что же значит: **аможе не хощеши**? Христос говорит здесь о свойстве природы, о необходимом законе плоти, о том, что душа неохотно разрешается от тела, так что, хотя бы намерение было и твердое, но и при этом природа обнаруживает себя. Никто без страдания не расстается с телом, и это Бог устроил, как я и прежде говорил, для пользы, чтобы немного было насильственных смертей. Ведь если и при этом диавол успевает побуждать к самоубийству и весьма многих доводит до стремнин и пропастей, то, если бы не такова была любовь души к телу, многие тотчас устремлялись бы к этому даже от самой ничтожной печали. Итак, слова: **аможе не хощеши** означают естественную любовь. Почему Христос, сказав: **егда был еси юн**, говорит потом: **егда же состареешися**? Этим показывает, что Петр тогда был уже не молод, как это и справедливо, но и не стар, а в совершенном возрасте. Для чего же он напомнил ему о прежней жизни? Чтобы показать, что таковы Его дела. В житейских делах человек молодой бывает полезен, а состарившийся бесполезен; а в Моих делах, говорит, не так: напротив, с наступлением старости доблесть блистательнее и мужество славнее, не встречая никаких препятствий от возраста. И это Он говорил не с тем, чтобы устрашить, но для того, чтобы воодушевить, потому что Он знал его желание, знал, что он издавна пламенно стремился к этому благу. Вместе с тем Христос указывает здесь и на образ его смерти. Так как Петр всегда хотел быть в опасностях за Него, то Он говорит: будь спокоен; Я исполню твое желание, так что, чего ты не потерпел в юности, то потерпишь в старости. **//Беседы на Евангелие от Иоанна.//** ===== Свт. Григорий Палама ===== **аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши** **«Аминь, аминь глаголю тебе**, – говорит ему Христос, – **егда был еси юн»** и в телесной и духовной молодости, **«поясался еси сам»**, т.е. пользовался своими собственными силами, **«и ходил еси, аможе хотел еси»**, двигаясь по своей воле и живя согласно присущему твоей природе образу жизни; **«егда же состареешися»**, достигнув крайнего и телесного и духовного возраста, – **«воздежеши руце твои»**; этими словами означая смерть чрез крест и свидетельствуя, что протяжение на нем не будет для Петра недобровольным; итак, **«воздежеши руце твои, и ин тя пояшет»**, т.е. укрепит, **«и ведет, аможе не хощеши»**, как это свойственно людям, поскольку естество не хочет своего разрушения, производимого смертью; этими словами показывает связь нашего естества с жизнью и что мученичество Петра превосходит естество; ибо это ты добровольно перенесешь ради Меня и ради свидетельства о Мне, будучи укреплен Мною, потому что естество не рождено таким, чтобы желать того, что превосходить естество. **//Омилия 28, произнесенная в праздник святых и верховных апостолов Петра и Павла.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь** Когда бываешь молод в духовной жизни, ходишь на воле и пояшешься сам: диавол на тебя не нападает ожесточенно; а когда будешь стареть в духовной жизни, то часто другой будет тебя опоясывать – внутренности твои, сердце твое, и ведет его, аможе не хощет... **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь** См. Толкование на [[new:in:21:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Ин. 21:15]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Аминь, аминь глаголю тебе: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси ** Когда ты был более несовершенным, находясь под законом Моисеевым, тогда ты делал, что хотел, и жил, как хотел. **Егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши** А когда ты сделаешься мужем совершенным и достигнешь меры возраста духовного [[new:ef:04:13|(Еф. 4, 13)]], находясь под совершенным законом евангельским, то прострешь руки свои на кресте и другой прибьет тебя гвоздями, и поведет на смерть, куда не хочет идти твоя природа, хотя ты и решаешься идти. Душа по природе сострадает телу и, услышав о смерти, отвращается от нее. Так премудро устроил Бог к нашей же пользе, чтобы во время несчастий люди не лишали себя жизни, – как об этом уже было сказано. Если даже теперь, когда душа наша сильно страдает при разлучении с телом, враг нас часто склоняет к самоубийству, то конечно, многие еще скорее прибегали бы к самоубийству, если бы и этого не было. ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-19 **Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною** После восстановления Петра в его апостольском достоинстве Христос предрекает Петру мученическую кончину. Kак одряхлевший старец не может уже сам одеться и ходить по своему желанию, а должен прибегать к помощи других и идти с ними даже туда, куда бы ему и не хотелось идти, так наступит время, когда живой и привыкший действовать по собственному желанию апостол Петр должен будет идти туда, куда его поведут враги, т. е. на мученическую смерть. Этой смертью Петр прославит Бога, т. е. будет содействовать умножению числа истинных чад Божиих – верующих во Христа. Можно даже полагать, что в изображении связывания Петра и ведения его, куда он не хотел бы идти, дана картина именно распятия Петра на кресте. Тертуллиан говорил: «тогда Петр препоясывается другим, когда привязывается ко кресту (см. Scorp. 15). Наконец, напоминая Петру его обещание умереть за Христа [[new:in:13:37|(Ин.13:37)]], Христос приглашает Петра следовать за Ним, т. е., как видно из контекста речи (ср. стихи 22–23), приготовиться так же пострадать, как пострадал Христос. **//Толковая Библия.//** [<10>]