[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:1 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** Иуда (написавший это послание), был братом сыновьям Иосифа <...> и, хотя знал о родстве с Господом, однако не назвал себя самого братом Его, но что сказал? **Иуда, раб Иисуса Христа**, как Господина, **брат же Иакова**. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== Ст. 1-2 **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся** Ныне читалось послание святого апостола Иуды. Оно соборное и, следовательно, обращено ко всем христианам. Оно написано потому, что в древние, в апостольские времена уже появились разные еретики, и святой апостол предостерегает всех верующих от следования за еретиками. Он так начинает свое послание: **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся**. Всем тем, **которые освящены Богом Отцом**, — во святом крещении **освящены и сохранены Иисусом Христом**. Чем нас сохраняет Господь Иисус Христос? О, многим, многим. Прежде всего, Он сохраняет нас великим Таинством Причащения Его Тела и Крови, в котором мы становимся причастниками Его Божественного естества, воспринимаем Его в себя, живем с Ним. Сохраняет и Своим Божественным учением, ибо в нем вся истина, в нем указан путь ко спасению нашему. //**Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** По моему мнению, для этого апостола достаточно было, в доказательство своего достоинства, после того, как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом. Ибо Иакова все восхваляли за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова, так как сомнительно, чтобы общник в рождении и крови оказался и в нравах весьма далеким от того, с которым имел общение в родстве, особенно тот, кто служит одному Владыке Христу и равномерно с единокровным несет бремя рабства. Господь сказал: //никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой// [[new:in:06:44|(Ин. 6:44)]]. Этот блаженный муж показывает, что ныне оправдалось это слово. Ибо говорит, что любимые Отцом **сохранены Иисусом Христом**, почему и называет их **призванными**, так как они не сами собой пришли, но привлечены и призваны **Отцом**. //**Толкование на Послание Иуды.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** Есть древнее сказание о том, что, когда Домициан распорядился истребить всех из рода Давида, то кто-то из еретиков указал на потомков Иуды (он был братом Спасителя по плоти) как происходящих из рода Давида и считающихся родственниками Христа. Об этом дословно повествует Егезипп. //**Церковная история.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** Апостол Иуда, называемый в Евангелиях от Матфея и Марка Фаддеем, пишет против тех же лжеучителей, которых обличают в своих посланиях Петр и Иоанн. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** Старательно и явственно Иуда отделяет себя от Иуды Искариота. Исповеднику он дает исповедание веры. То есть признает здесь себя **рабом Христа** и **братом Иакова**, которые избраны Богом Отцом. Отец избрал. Иисус хранит. Дух призывает. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Экумений ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** После того как он (говорю об этом апостоле) назвал себя рабом Христа, угодно ему было получить торжественное наименование и от Иакова. Ведь имя Иакова, воспеваемое у всех благодаря добродетели, было весьма удобно для восприятия слушателями для учения слова, чтобы общник рождения и крови показался не чуждым и нравов того, с кем он разделял родство и, конечно, если, посвящаясь единому Владыке Христу, он собирался тянуть ярмо такой же тяжести, что и его единокровник. //**Комментарий на Кафолическое послание Иуды.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом** **Иуда**: писатель послания, известного под названием соборного послания Иудина, есть апостол из двенадцати Иуда, называемый Иаковлевым, а равно Аеввеем и Фаддеем [[new:mf:10:03|(Мф. 10:3;]] [[new:mk:03:18|Мк. 3:18;]] [[new:lk:06:16|Лк. 6:16;]] [[new:act:01:13|Деян. 1:13;]] [[new:in:14:22|Ин. 14:22)]]. Он был сын Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от первой, действительной его жены и брат родной упоминаемых в Евангелии детей Иосифа — Иакова (впоследствии епископа Иерусалимского, праведного, ср. [[new:iak:01:01|(Иак. 1:1)]]; Иосии и Симона, или Симеона (впоследствии также епископа Иерусалимского); ср. [[new:mf:13:55|(Мф. 13:55)]]. По некоторому преданию, первое имя его было Иуда, обычное у евреев имя, имя же Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввея получил, вероятно, при избрании в апостольство Господом Иисусом Христом (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Евангельская история не сообщает об апостоле Иуде ничего, кроме только одного вопроса, предложенного им Господу при прощальной беседе Спасителя с учениками [[new:in:14:22|(Ин. 14:22)]]. Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем церковное предание говорит, что он проповедовал Евангелие Христово сперва во Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Едесе, где несколько прежде проповедал Евангелие другой апостол — Фаддей, из семидесяти, и «тамо аще что от оного Фаддея службы не доставаше, сей Иуда Фаддей добре исполни» (Четьи-Минеи. Июнь, 19). Предание о кончине святого апостола Иуды оразнообразилось. По некоторым сведениям он мирно скончался в Едесе, по иным — в Берите, или Бейруте, по другим — он скончался мученически в Армении, будучи повешен на дереве и потом пронзен стрелами. — **Раб Иисуса Христа**: выше всякой похвалы себе в глазах людей богомудрые и смиренные апостолы поставляют название и сознание себя рабами Божиими и Христовыми; это их высшая честь и слава. — **Брат Иакова**: праведного, первого епископа Иерусалимского. Делает это прибавление апостол, может быть, для того, чтобы отличить себя от Иуды Искариота и от другого известного ученика апостольского Иуды, прозванного Варсавою [[new:act:15:22|(Деян. 15:22)]]. Апостол Иаков праведный, по глубокому своему смирению, не пожелал сказать, что он брат по плоти (названный) его Учителя и Господа, а наименовал себя рабом Его. Так же поступил и брат его апостол Иуда, не назвав себя братом Христа по плоти и еще по смирению поставив себя и ниже брата своего Иакова, отдавая ему предпочтение пред собою. Может быть, указанием на апостола Иакова имелось в виду обратить особенное внимание читателей на послание, так как Иаков праведный пользовался особенным уважением в Церкви Христовой. — «По моему мнению, для настоящего апостола, достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова» (Феофилакт). — **Призванным**: к вере во Христа, чрез проповедь Евангелия, из царства греха и смерти [[new:act:02:14|(Деян. 2:14;]] [[new:act:26:18|Деян. 26:18)]] в Царство благодати и жизни, призванным как из иудеев, так и из язычников, без различия [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28)]], которые вняли гласу божественному [[new:in:06:44|(Ин. 6:44)]] и обратились от тьмы к свету и от заблуждения к истине. Это призвание совершается по изволению Божию и по предуведению дел свободы, предопределяемых к тому и оправдываемых пред Богом искупительным действием жертвы Христовой, при вере и делах их [[new:rim:08:28|(Рим. 8:28—30)]]. — **Освящены Богом, сохранены Христом**: освятить — значит, в общем смысле, очистить от скверны греха, частнее — принесть в особенную жертву Богу, отделить на особенное служение Богу [[new:in:17:17|(Ин. 17:17)]]. Здесь освящение употребляется в общем смысле, как оправдание пред Богом человека в очищении его от грехов, дарованием ему всех сил и сокровищ спасения [[new:1kor:01:02|(1 Кор. 1:2,]] [[new:1kor:01:24|24)]], по милости Бога Отца и заслугами Спасителя. — **Сохранены Христом**: верующие во Христа, пребывая с Ним, или находясь в общении и единении с Ним, сохраняются, или охраняются, Им от опасности со стороны всяких врагов и враждебных действий и достигают спасения, несмотря на всяческие неприязненные действия [[new:1pet:05:08|(1 Пет. 5:8)]] врагов. Как Пастырь и Пастыреначальник, Он охраняет Своих овец от волков, им вредящих [[new:in:10:11|(Ин. 10:11-12)]], и не охраняются Им только сыны погибельные, сами отвергающиеся Его [[new:iud:01:04|(Иуд. 1:4)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся. Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** По глубокому смирению, св. Иуда называет себя не братом или сродником Господа по плоти, но **рабом Его**. Вместе с тем, именует себя **братом Иакова** - Праведного, первого епископа Иерусалимского, пользовавшегося высоким уважением в Церкви Христовой и даже у неверующих иудеев. "По моему мнению, замечает блаж. Феофилакт, для настоящего Апостола достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как он назвал себя **рабом Христовым**, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое доверие от слушателей слова". Читателей послания Апостол именует **освященными** (hgiasmenoV) или, по более заверенному (в код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтению, **возлюбленными** (hgaphmenoiV), "званными" (klhtoΐV), т. е. обычным апостольским приветствием в обращении к общинам, христианам (ср.[[new:iak:01:01| Иак. 1:1;]] [[new:1pet:01:01|1 Пет. 1:1;]] [[new:1kor:01:02|1 Кор. 1:2)]]. "Говорит, что любимые Отцом сохранены Иисусом Христом, почему и называет их призванными, так как они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцом. Он желает, чтобы им **умножились милость, и мир, и любовь**: **милость** потому, что мы призваны Богом и восприняты в рабы Его по благоутробию милости; **мир** потому, что и его даровал нам Сам Бог и Отец, примирив с Собою нас, оскорбивших Его, через Сына Своего Иисуса Христа; **любовь** потому, что Единородный Сын Божий предал Себя на смерть за нас по любви к нам. И так, Апостол молит, чтобы дары эти были у верующих в избытке" (блаж. Феофил.). Предмет попечения Апостола - общее спасение людей во Христе, а нарочитая задача послания - увещание подвизаться (epagwnizesqai) за веру, т. е. со всею энергией, со всеми усилиями отстаивать сохранение и целость раз навсегда преподанной людям веры Христовой. Такое требование, обязательное для христиан по самому существу исповедуемого ими учения (ср. [[new:gal:01:07|Гал. 1:7;]] [[new:2sol:02:15|2 Сол. 2:15]]), вызывается в данном случае великою опасностью чистоте веры христиан со стороны появившихся в среде их лжеучителей (ст. 4). [<10>]