[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:3 ====== ===== Свт. Лука Крымский ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** **Возлюбленные! Имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым**. Он увещевает нас твердо, непоколебимо держаться веры, которая однажды предана святым. А святыми он называет здесь, как называл их в своих посланиях святой апостол Павел, всех подлинных христиан. Он призывает всех христиан святых, освященных Богом Отцом, к тому, чтобы подвизаться за веру: чтобы горой стояли за веру свою, чтобы никому не позволяли повреждать эту веру, нападать на нее. Почему он предостерегает христиан? //**Спешите идти за Христом. Послание апостола Иуды.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** Здесь апостол указывает побуждение к написанию послания. Именно: он пишет настоящее послание, заботясь о **спасении** верующих, чтобы они по простоте не увлеклись гнуснейшими еретиками, пишет с тем, чтобы чрез описание развратной жизни еретиков обнаружить их и сделать явными для незнающих. О них говорил уже и апостол Петр, но апостол Иуда пишет пространнее. Говорит, что //они предназначены// (ст. 4); потому что апостолы Петр и Павел писали уже, что в последнее время придут обольстители такого рода [[new:2pet:01:01|(2 Петр. 1:1-2;]] [[new:2pet:03:03|3:3;]] [[new:2tim:03:01|2 Тим. 3:1-8)]]. Еще прежде них Сам Христос говорил: многие //придут под именем Моим и многих прельстят; не ходите в след их// [[new:lk:21:08|(Лук. 21:8)]]; потому что, называя себя христианами, они этим именем обманут многих. Апостол говорит о последователях гнуснейших Николая, Валентина и Симона. Ибо они, будучи чревоугодниками и невоздержанными, придавали своему учению благовидный покров, чтобы найти доступ в дома и пленить женщин, погрязших в грехах. Выдумав некоторые ночные обряды, они предались разврату. От этого происходит и то, что они отвергают Господа нашего Иисуса Христа. Ибо как не отвергнуться Его тем, кои нечистой жизнью отгоняют от себя Учителя всякого целомудрия? Ибо что общего у света с тьмой [[new:2kor:06:14|(2 Кор. 6:14)]]? //**Толкование на Послание Иуды.**// ===== Иларий Арелатский ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** **Подвизаться**, то есть на основании, которое Павел положил, говоря: никто не может заложить другое основание, кроме того, которое было заложено. //**Трактат на семь Кафолических посланий.**// ===== Беда Достопочтенный ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** Все избранные есть одна община, спасение веры и любовь Христа. //**О семи Кафолических посланиях.**// ===== Ориген ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** Если, желая сберечь неизменными однажды дарованные святым блага, мы не будем приспосабливать то, о чем говорится в библейской истории к ее внутреннему смыслу, будет казаться, что мы делаем нечто подобное тому, что делают в этом направлении еретики, не сохраняя стройность библейского повествования с начала до конца. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// ===== Экумений ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** Он призывает подвизаться однажды принявших Христа Спасителя и уверовавших в Него, то есть не располагаться расслабленно, но, напрягая себя, еще более иметь к сему старания. //**Комментарий на Кафолическое послание Иуды.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым** **Возлюбленные**: с этим любвеобильным воззванием обращается к читателям апостол (ср. [[new:1in:03:21|1 Ин. 3:21;]] [[new:1in:04:01|1 Ин. 4:1]] и парал.), чтобы сердце их отверзлось для апостольского слова, увещания, назидания, предостережения. — **Имея все усердие писать... я почел за нужное написать**: по особенному побуждению от Святого Духа, я имел и имею усердие не только благовествовать вам изустно Евангелие Христово, как и благовествовал, но и писать вам об общем спасении. **Спасение** означает здесь все дело спасения людей, в общем смысле — искупления человечества, всю полноту совета Божия об искуплении мира и спасении всех людей. Понятие — общее спасение обнимает спасение всех людей, без различия, иудеев и язычников, которые только обратятся к вере во Христа и войдут в благодатное Царство Его, или Церковь Христову. — **Почел за нужное написать вам**: отчасти по долгу апостола — благовествователя веры во Христа и учения апостольского [[new:1kor:09:16|(1 Кор. 9:16)]], отчасти ввиду грозящей христианам опасности со стороны вторгшихся в Церковь лжеучителей [[new:iud:01:04|(Иуд. 1:4;]] [[new:2tim:02:17|2 Тим. 2:17)]]. Так как апостолы, учители и руководители целого христианского общества, не могли быть всегда всюду, а между тем насажденные ими Церкви имели нужду в научении, в совете, вразумлении, наставлении, то нужно было писать им. Состав речи у апостола такой, что кажется, он имел в виду прежде подробно излагать благовествование о Христе и совершенном Им деле спасения мира и что теперешнее послание есть только краткий очерк, или заметка, из того обширного писания; но Духу Святому, может быть, неугодно было исполнить таковое преднамерение, подобно тому, как Дух Святой не допустил, например, Павла и Тимофея проповедовать Евангелие Христово в Асии и Вифинии по недоведомым причинам [[new:act:16:06|(Деян. 16:6—7)]]. — **Увещание**: точнее с подлинного в славянском тексте — моля, прося, умоляя, сильнее чем — увещевая. — **Подвизаться за веру**: действовать с ревностию и усердием и усилием, не ослабевая и преодолевая всяческие препятствия, претерпевая борьбу и мучения и всякого рода препоны. — **За веру**: под верою здесь разумеется вообще все Евангельское учение, или все христианство, с его теоретической и практической стороны (ср. [[new:act:14:27|Деян. 14:27;]] [[new:1tim:04:01|1 Тим. 4:1;]] [[new:gal:01:23|Гал. 1:23]]). —** Однажды** навсегда, без всякого изменения, **преданную** как величайшее сокровище [[new:1kor:11:23|(1 Кор. 11:23;]] [[new:1kor:15:03|1 Кор. 15:3;]] [[new:2tim:01:12|2 Тим. 1:12)]] от Господа Иисуса Христа чрез святых Его апостолов и учителей Церкви **святым**, то есть верующим христианам [[new:evr:12:14|(Евр. 12:14)]]. — **Однажды**: малое слово с величайшим значением. **Вера, преданная однажды**, должна быть сохранена верующими в Церкви навсегда, во веки веков, и сохранена без всякого изменения, без добавления или опущения, как она преподана Самим Господом [[new:gal:01:07|(Гал. 1:7—8;]] [[new:2sol:02:15|2 Сол. 2:15)]]. //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание - подвизаться за веру, однажды преданную святым ** См. Толкование на [[new:iud:01:01#lopuxin_ap|Иуд. 1:1]] [<10>]