[<10>] ====== Толкования на Иуд. 1:8 ====== ===== Свт. Климент Александрийский ===== **так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** То есть те, кто предается собственным грезам, считая похоти и дурные желания благом, а не то, что по истине благо и выше всякого блага. //**Заметки на Кафолические послания.**// ===== Свт. Лука Крымский ===== **так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** См. Толкование на [[new:iud:01:07#svt_luka_krymskij|Иуд. 1:7]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-9 **Так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь** Выставив упомянутые сейчас примеры, апостол предоставил подразумевать следствие их самому слушателю. Какое же? Если так поступил Бог с этими, не посмотрев на прежний их хороший жребий, то ужели нынешних нечестивцев избавит то, что для людей пришел в мир Сын Божий, претерпел за них поношение и понес страдания? Никто не может сказать этого. Ибо хотя Он человеколюбив, однако и праведен по истине, и по истинному правосудию не пощадил согрешивших, а по человеколюбию ввел в Царство //блудниц и мытарей// [[new:mf:21:31|(Мф. 21:31)]]. Такое вытекает следствие; но апостол опустил оное, и сделал так или потому, что мы высказали пред сим, или же по примеру святого Петра, когда он говорил: **если Бог ангелов согрешивших не пощадил** [[new:2pet:02:04| (2 Пет. 2:4)]], и т.д. Так говорим об этом. Слова же: **мечтатели, которые оскверняют плоть** сказаны с удивительной скромностью; ибо выражением **мечтатели** апостол только намекнул на крайне постыдную сторону дела. Обнаружим ее отчасти и насколько прилично, заимствовав сведения об этом из сочинения святого Епифания Кипрского, названного им Панарием. Он говорит: эти блудники и сквернавцы, постыдно соединяясь с женщинами, не спускают семя в утробу, но, не докончив осквернения, берут его в руки свои и тотчас влагают в уста женщинам, с которыми растлевались, и таким образом нечистые отступают друг от друга, воображая, что сделали что-то великое. Эту-то нечистую пригоршню, за неоконченность дела, и называет апостол мечтательностью, ибо подобное осквернение бывает во время сна. Оскверняя таким гнусным приношением плоть свою, они еще безумно восстают против Божеской природы, отвергая Ее господство и владычество над всем. Об этом пространнее высказался святой Ириней, епископ Лионский, в сочинении своем "обличение лжеименного разума". Иначе: апостол свидетельствует о разврате еретиков, говоря, что они в жизни нечисты, а в знании весьма гнусны. Они, говорит, отвергают начальства, то есть отвергают совершение таинства Христова, - отвергают потому, что вместо ангельских таинств совершают свои скверны. **Злословят высокие власти** (δόξας). Под **властями** должно разуметь разные мнения мудрых мужей, называемые у знатных эллинов положениями (θέσεις), под которыми разумеют они мнения возвышенные, доступные не всякому, но знакомым с философией. Свидетель сказанного нами апостол Павел. Когда афиняне привели его в ареопаг и он проповедал им учение о Боге, то сочли его пустословом [[new:act:17:18|(Деян. 17:18)]]. Итак, как учение апостолов называли пустословием, так и вышесказанное называли **властями**. Поэтому-то, говоря о людях богодарованных и богодухновенных, и употребил апостол Иуда слово **власти**, как обычное и всем известное. Другое объяснение: **властями** называет, может быть, Ветхий и Новый Завет. Или: **властями** называет церковные власти, которые злословили, как дает знать в третьем послании своем возлюбленный Иоанн [[new:3in:01:start|(3 Ин. 9:10)]], который пишет, что //Диотреф поносит их злыми словами//. Так как апостол упомянул о злословии, то не одних хульников уцеломудривает, но и всех людей убеждает не осквернять языков своих таким злом, не употреблять его даже и против достойных оного, и говорит: **Михаил Архангел**, и т.д. Он говорит как бы так: они; поспешно и неудержимо злословят всякого; но этого не должно быть. Ибо несправедливо злословить и заслуживающих злословия, как видно из поступка архангела Михаила. Споря с диаволом о теле Моисеевом, он мог бы упрекнуть диавола за бесстыдство, однако не сделал этого, а только сказал ему: Бог **да запретит тебе**, диавол! Иначе. Если так поступил архангел, то и мы, в споре с человеком, братом и единородным нашим, не должны употреблять злословия . Спор же о теле Моисеевом был такой. В апокрифах говорится: архангел Михаил служил при погребении тела Моисеева; диавол не допускал этого, но поставлял Моисею в вину убийство египтянина и за такую вину признавал Моисея недостойным погребения. Апостол Иуда напоминает об этом для того, чтобы не только научить нас не быть скорыми на злословие, но и представить нам, что все люди, по исходе из тела, должны дать отчет во всем; что Бог Ветхого и Нового Завета один и Тот же; что, по переходе нашем из здешнего мира, диавол вместе со своими злыми бесами восстает против наших душ, желая пресечь их благополучное шествие: он противодействует, а добрые ангелы сражаются за них, как видел это святой Антоний. Так могло случиться и тогда. Только Михаил отразил тогда диавола, запретив ему, но не своею властью, а предоставив суд Господу всех, сказав: Бог **да запретит тебе**, диавол! //**Толкование на Послание Иуды.**// ===== Андрей Монах ===== **так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** **Мечтатели**, то есть не мыслящие ничего истинного, но как бы воображающие во сне и вводящие учения, исполненные нечестия, и говорящие, что плоть, то есть наше тело, есть творение лукавого [сатаны], и хулящие единое господство и славу Святой Троицы, уделяя Отцу безначальность и несозданность, а Сына и Святого Духа причисляя к творениям во времени. Эти нечестивые учения присутствуют у манихеев и Ария. Поэтому апостол столь горячо опровергает таковые учения. **Оскверняют плоть**, не исповедуя, что единый Бог есть Творец видимого и невидимого, но обожествляя материю и тьму и гнушаясь плотью. Смотри, сколь великое зло описывает он, говоря, что повреждены и их ум, и вся жизнь. //**Фрагменты.**// =====Экумений ===== **так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** А слова: **мечтатели, которые оскверняют плоть**, достойны удивления из-за деликатности выражения. Ведь он свидетельствует об их многом распутстве, говоря, что и по жизни они нечисты и языком самые распутные. Ведь это весьма постыдное дело, поэтому он назвал их **мечтателями**. //**Комментарий на Кафолическое послание Иуды.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** **Мечтателями**: грезящие, как во сне, фантазеры, строящие воздушные замки, или измышляющие ложные учения, не имеющие и тени истины. — **Плоть**: Оскверняют как содомляне и гоморряне и проч. (см. [[new:rim:01:27|Рим. 1:27;]] [[new:2pet:02:10|2 Пет. 2:10]] и прим.). //**Толковый Апостол.**// ===== Лопухин А.П. ===== **так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти** См. Толкование на [[new:iud:01:05#lopuxin_ap|Иуд. 1:5]] [<10>]