[<10>] ====== Предисловие к толкованиям на Послание к Колоссянам ====== =====Свт. Иоанн Златоуст===== Все послания Павла святы; но те, которые он писал, находясь в узах, – каковы к ефесянам, к Филимону, к Тимофею, к филиппийцам, и каково это настоящее, – заключают в себе что-то более; а и это он послал, находясь в узах, как сам говорит: //"Дабы я открыл ее, как должно мне возвещать"// [[new:kol:04:04|(Кол. 4:4)]]. Но это послание, кажется, позднее послания к римлянам; последнее писал он, еще не видавши римлян, а это, когда уже видел их и приближался к концу проповеднического служения, что очевидно из следующего: в послании к Филимону он говорит: //"Не иной кто, как я, Павел старец"// [[new:fm:01:09|(Флм. 9)]], и просит об Онисиме; а в этом посылает самого Онисима, как говорит: //"С Онисимом, верным и возлюбленным братом"// [[new:kol:04:09|(Кол. 4:9)]], называя его верным, возлюбленным и братом. Потому в этом послании выражается уверенно: //"От надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной"// [[new:kol:01:23|(Кол. 1:23)]], так как проповедь уже имела время. Послание же к Тимофею, думаю, написано позднее этого, – оно написано пред самой кончиной, так как в нем говорит: //"Ибо я уже становлюсь жертвой"// [[new:2tim:04:06|(2 Тим. 4:6)]]. Но все же оно старше послания к филиппийцам, так как в нем является он при начале уз в Риме. Почему же я говорю, что эти послания заключают в себе нечто более? Потому, что он писал их, находясь в узах. Как писал бы мужественный воин с поля битвы, на котором он поставил трофеи, – так делает и он. Он сам знал, что это – дело великое. Так, пиша к Филимону, он говорит: //"Которого родил я в узах моих"// [[new:fm:01:10|(Флм. 10)]]. И это сказал, чтобы мы не только не унывали в бедствиях, но и радовались. При этом был с ними Филимон, потому что и там говорит: //"И Архиппу, сподвижнику нашему"// [[new:fm:01:02|(Флм. 2)]], и тут: //"Скажите Архиппу"// [[new:kol:04:17|(Кол. 4:17)]]. Мне кажется, что ему поручено было какое-либо церковное дело. Павел не видел ни их, ни римлян, ни евреев, когда писал к ним. О последних упоминает он во многих местах, а о тех – послушай, что говорит: //"Ради всех, кто не видел лица моего в плоти"// [[new:kol:02:01|(Кол. 2:1)]], и опять: //"Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами"// [[new:kol:02:05|(Кол. 2:5)]]. Он знал, что его присутствие везде весьма важно, а потому, и не находясь у них, он всегда представлял себя как бы находящимся: так, смотри, когда он наказывает блудника, он представляет себя на судилище: //"А я"//, – говорит, – //"отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас"// [[new:1kor:05:03|(1 Кор. 5:3)]]; и опять: //"Приду к вам, и испытаю не слова возгордившихся, а силу"// [[new:1kor:04:19|(1 Кор. 4:19)]]; и опять: //"Не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего"// [[new:fil:02:12|(Фил. 2:12)]]. ===== Преподобный Ефрем Сирин ===== Колоссяне были научены Епафродитом, который был из них. После того, как научил их, пришли к ним некоторые из философов и Евреев, кои стали их соблазнять своим учением. Евреи принуждали их соблюдать закон, а философы говорили им, что сей мир произошел из устроения тварей, а не из ничего, как некоторые учат вас. Когда Павел узнал и был осведомлен Епафродитом относительно того, что и Евангелие приняли они и что их часто посещают Евреи и язычники, - он пишет к ним послание, говоря так в начале его: ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Все послания Павла святы, но особенно те, которые он рассылал, находясь в узах: он посылал их, как полководец во время сражения, вполне уверенный в победе. И сам Павел считал это великим и славным. Ибо, когда пишет к Филимону, он говорит: //которого родил я в узах моих// ([[new:fm:01:10|Флм. 1:10]]). Сказал же это для того, чтобы и мы не сокрушались в бедствиях; а скорее считали их за честь. Таких посланий много: к Ефесянам, к Филимону, Тимофею, к Филиппийцам и это - к Колоссянам, - все они написаны в узах. Как он писал к римлянам и евреям, не видавши их, так он пишет и к колоссянам, не видавши их предварительно. В среде их были Филимон и Архипп, которому, мне кажется, поручена была даже какая-то Церковь. И пишет к колоссянам по следующему поводу: между ними появилось некоторое нечестивое учение: они думали, что не чрез Сына, а чрез ангелов приведены к Богу Отцу, считая нелепым верить, что в последние дни явился Сын Божий, между тем как в Ветхом Завете все совершалось чрез ангелов. Притом они соблюдали многие иудейские и эллинские обычаи, наблюдая дни, времена и яства. Все это, конечно, требовало исправления и побуждало апостола написать это послание. ===== Лопухин А.П. ===== В Азиатской области Фригии, в долине реки Лика, во времена Ап. Павла находился довольно большой город Колоссы. В последующее время имя этого города исчезает из истории и на месте его появляется новый небольшой город - Хоны, в котором в 8-м веке совершилось известное чудо Архангела Михаила. Это был город богатый и стоял на дороге, ведшей из глубины Азии в Ефес, представлявший собою религиозный центр Малой Азии. Неизвестно, когда были занесены первые семена христианства в Колоссы. Может быть, приходившие из Фригии на день Пятидесятницы в Иерусалим и бывшие свидетелями сошествия Духа Святого на Апостолов и других верующих, иудейские прозелиты ознакомили и Колоссян с Евангелием Христовым. Но церковь из язычников Колосских [[new:kol:02:13|(Кол 2:13)]] была основана одним из учеников Апостола Павла - сам Павел не был в Колоссах [[new:kol:01:06|(Кол 1:6]] и [[new:kol:02:01|II:1-3]]) - Епафрасом, который был Колосским гражданином [[new:kol:01:07|(I:7).]] Когда Ап. писал Колосской церкви свое послание, она уже была прочно устроена и, следов., насчитывала не один год существования. Послание к Колоссянам написано Апостолом из римских уз [[new:kol:04:03|(Кол 4:3]] и [[new:kol:04:18|18)]] именно из первых его уз (от весны 62-го года до весны 64-года). Об этом говорит то обстоятельство, что Ап., по изображению послания к Колоссянам [[new:kol:04:07|(IV:7-14),]] пользовался в своих узах значительными льготами и мог принимать к себе различных посетителей, а это как раз совпадает с изображением //первых// уз Апостола в кн. Деяний [[new:act:28:16|(28:16-31)]]. Затем Апостол в послании к Филимону, написанном в одно время с посланием к Колоссянам, выражает надежду посетить Колоссы в случае освобождения из уз. Между тем, будучи в кесарийских узах, Апостол сам потребовал суда у кесаря [[new:act:25:10|(Деян 25:10-12)]]. Ясно, что он не мог там, в Кесарии, мечтать о возможности побывать в Колоссах: дело его должно было решиться только в Риме и только в Риме он мог высказать надежду на освобождение. К Апостолу Павлу в Рим явился основатель Колосской церкви Епафрас, чтобы испросить у Апостола советов по поводу угрожавшего Колосской церкви лжеучения. Это лжеучение могло увлечь Колосских христиан. - Что это было за лжеучение - о том сказано в заключение толкования на вторую главу нашего послания. Апостол не мог спокойно отнестись к опасности, угрожавшей той церкви, которая была основана его учеником. Кроме того Епафрас несомненно сообщил ему о некоторых недостатках в нравственной жизни колосских христиан, и оба эти обстоятельства и послужили поводом, по которому Апостол обратился к Колоссянам с посланием. Целью послания, естественно, было: положить конец ненормальным явлениям в жизни Колосской церкви и предостеречь верующих от увлечения новым лжеучением. Церковное предание согласно признает это послание подлинным произведением Апостола Павла. Мужи Апостольские приводят некоторые места из этого послания, а Климент Александрийский прямо говорит, что послание к Колоссянам есть произведение Апостола (Павла). Только в 19-м веке стали высказываться сомнения в подлинности этого послания, но, собственно говоря, все эти сомнения не имеют под собою сколько-нибудь серьезных оснований. Главное, на что указывает библейская отрицательная критика, - это чрезвычайно возвышенные представления этого послания о лице Господа Иисуса Христа и подробности о мире духов и об отношении Христа к этому миру. В других посланиях, - говорят критики, - которые несомненно принадлежат Апостолу Павлу, таких христологических подробностей мы не находим, и там Апостол будто бы не возвышается далее представления о Христе как о небесном человеке, втором Адаме. Кроме того указывают на некоторые особенные слова и обороты послания к Колоссянам, которые не попадаются в несомненно подлинных произведениях Апостола Павла. Что касается прежде всего разницы в языке, то она не может говорить против подлинности нашего послания. Ведь и в несомненно подлинных Павловых посланиях язык нередко различный - один в одном послании, другой - в другом (ср. напр. 1-е и 2-е послания к Коринфянам). В содержании послания также не усматривается ничего такого, что противоречило бы несомненно подлинным посланиям Апостола Павла. Во первых, совершенная неправда, чтобы в несомненно подлинных произведениях Апостола Павла не было учения о Христе как о Боге. Довольно припомнить только то, что говорит Апостол о Христе в посл. к Рим [[new:rim:09:04|(9:4,]] [[new:rim:09:05|5)]] или в 1 к Кор [[new:1kor:08:04|(8:4-6]]) и др. местах. А затем, во вторых, в несомненно подлинных посланиях Павла по местам говорится и об отношении Христа к миру духов (см. [[new:rim:08:38|Рим 8:38-]][[new:rim:08:39|39,]] [[new:1kor:15:24|1 Кор. 15:24-28)]]. Другие соображения критиков слишком субъективны, чтобы о них стоило говорить. Единственно разве заслуживает опровержения ссылка критиков на то, что послание к Колоссянам, по местам, повторяет собою послание к Ефесянам. Говорят именно, что послание к Колоссянам представляет собою сокращение послания к Ефесянам, сделанное каким-либо учеником Павла. Но и этим обстоятельством смущаться нечего. Во первых, сходные по видимости в обоих посланиях выражения о Христе при ближайшем рассмотрении оказываются имеющими свои особые оттенки в мысли (ср. напр. [[new:kol:01:10|Кол 1:10]] и [[new:ef:01:21|Еф 1:21]] или [[new:kol:01:20|Кол I:20]] и [[new:ef:02:16|Еф 2:16]] и др.), а во вторых несомненно сходные места в 3-й и 4-й главах объясняются тем, что оба послания возникли при одних и тех же условиях. Оба послания написаны Апостолом почти в одно и тоже время (посл. к Еф - раньше), переданы чрез одно и тоже лицо и назначались для смежных между собою церквей (послание к Ефесянам, как соборное, было прочитано и в соседних с Колосскою церковью церквах). Послание к Колоссянам можно разделить с удобством на две части - догматико-полемическую или вероучительную [[new:kol:01:03|(1:3b]]-[[new:kol:02:23|II:23]]) и нравоучительную [[new:kol:03:01|(3:1-4, 6]]), с предисловием [[new:kol:01:01|(1:1-3а)]] и заключением [[new:kol:04:07|(4:7-18)]]. Подробное обозрение содержания по главам дается в самом толковании на послание. Из святоотеческих толкований на послание к Колоссянам должны быть прежде всего упомянуты беседы //св. Иоанна Златоуста,// толкования //блаж. Феодорита, Феофилакта.// Затем есть объяснение //Экумения, Амвросиаста// и др. Из русских толкований наиболее основательными и обширными являются труды епископа //Феофана// (толкование посланий Апостола Павла к Колоссянам и к Филимону) и// Я. Мухина//. Послание св. Апостола Павла к Колоссянам. Опыт исагогико-экзегетического исследования. Киев 1897 г. стр. 276. Из иностранных новых сочинений об этом послании наиболее выдаются - //Мейера//. Послания из плена (в обработке //Гаупта// 1897 г.), //Поля Эвальда// Послания Павла к Ефесянам, Колоссянам и Филимону (в комментарии //Цана// изд. 2-е 1910 г.) и //Дибелиуса//. Послания Апостола Павла к Колоссянам, Ефесянам и Филимону (1912 г.). [<10>]