[<10>] ====== Толкования на Кол. 1:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-3 **Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас** "**Павел, волей Божьей Апостол Иисуса Христ**". Нужно сказать и о содержании, какое мы находим в послании. В чем же состоит оно? (Колоссяне) приводимы были к Богу через ангелов, держались многих иудейских и языческих обычаев: (в послании) это исправляется. Для того (Павел) в самом начале говорит: "**Волею Божьей**" (δια­̀ θελήμα­τος θεοῦ ), при чем опять употребил δια (через). "**И Тимофей брат**". Следовательно и он был апостол; вероятно, знали и его. "**В Колоссах святым**". Колоссы был город фригийский и, как известно, недалеко отстоял от Лаодикии. "**И верным братьям во Христе**". Как, скажи мне, ты сделался святым? Почему называешься верным? Не потому ли, что освятился смертью Христа? Не потому ли, что веруешь во Христа? Как ты стал братом? Ведь ни в деле, ни в слове, ни в подвиге ты не показал себя верным: почему же, скажи мне, вверены тебе такие тайны? Не ради ли Христа? "**И верным братьям во Христе**". Откуда вам благодать? Откуда мир? "**От Бога Отца нашего**", – говорит. Но имени Христа он не вносит сюда. Спрашиваю хулителей Духа: откуда Бог Отец рабов? Кто (из рабов) совершил столь великие дела? Кто сделал тебя святым? Кто – верным? Кто – сыном Божьим? Сделавший тебя достойным веры, – тот сам и виновник того, что тебе вверено. Верными мы называемся не потому только, что веруем, но и потому, что Бог вверил нам тайны, которых прежде нас и ангелы не знали. Впрочем Павел полагает это безразлично. "**Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа**". Мне кажется, он все относит к Отцу, так чтобы не вдруг обратить к ним слово. "**Всегда молясь о вас**". Он показывает любовь свою к ним не только благодарением, но и непрестанной молитвой, потому что и кого не видел, и тех всегда имел в себе. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Павел Апостол Иисус Христов волею Божиею, и Тимофей брат** Все употребленные здесь Апостолом термины обычны ему. Но в приложении к колоссянам каждый из них получает особый некий оттенок мысли – **Апостол Иисус Христов волею Божиею**. По воле Бога, я – Апостол Иисуса Христа. Это по единству воли Бога Отца и Господа Иисуса Христа; а это единство потому, что //вся, елика имать Отец, Моя суть// [[new:in:16:15|(Ин. 16, 15)]], – говорит Господь. Если такова нераздельность Господа Иисуса Христа и Бога Отца, то какое еще помимо Господа может быть для нас лучшее посредство для доступа ко Отцу? «Так Апостол с первых же слов подсекает мудрование лжеучителей» (блаженный Феофилакт). И другое еще внушает сим святой Павел. Он говорит как бы: я Апостол Иисус-Христов и волею Божиею; а те откуда? Если я волею Божиею Апостол; то и учу, открывая прямую волю Божию. Меня и слушайте, а не тех, кои вам толкуют, иное по преданию человеческому, иное по своему мудрованию. И опять, если вы ищете пути к Богу, а его нельзя верно узнать иначе, как по откровению воли Божией; то держитесь того пути, который мною вам возвещен и на который вы вступили. Какой же это путь? Господь Иисус Христос; помимо Его все распутия. Блаженный Феодорит пишет: «святой Павел присовокупил: **волею Божиею**, – научая тем, что возвещаемое им угодно Богу и Отцу». Дополняет сию мысль блаженный Феофилакт: «если я **волею Божиею Апостол**, то явно, что проповедую истину. Что же именно? То, что к Богу Отцу имеем мы доступ чрез Сына, а не чрез Ангелов и что Им освобождены мы от всех обычаев, и иудейских, и языческих». **И Тимофей брат** – брат не по христианству только, но паче по сотрудничеству и соапостольству, хотя подначальному и подруководственному; по христианству же он ему сын. «Выходит, и он был Апостол», – говорит святой Златоуст. Если святой Павел ставит его имя, пиша к колоссянам, то «вероятно, что святые в Колоссах знали и его» (святой Златоуст). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат** **Павел Апостол Иисуса Христа и Тимофей** братья **(брат)**. Павел написал в послании своем имя брата вместе с Апостолом, дабы дать ясный пример священникам: ибо хотя имя пресвитера выше брата, однако он с именами своими написал те, кои ниже Апостола. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа** Сразу же и вначале незаметно опровергает их мудрование. Ибо не ангелов апостол, а Иисуса Христа, и воля Божия на то, что он апостол Того Христа, а не ангелов. Итак, если я по воле Бога апостол, то ясно, что я истину проповедую. Что же такое? то, что Сыном мы приведены к Богу, что мы освободились от иудейских и эллинских обрядностей. И заметь, предлог "по" поставлен пред словом, что означало Бог Отец. **и Тимофей брат** Выходит и он был апостол, вероятно, он был также известен им. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-3 **Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат, находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас** Ап. посылает благословение Колоссянам от себя и от Тимофея. Благословение это по форме сходно и с ([[new:rim:01:01|Рим 1:1,]] [[new:rim:01:07|7]]) и еще более с [[new:1kor:01:01|(1 Кор. 1:1-2)]]. – //Тимофей//– см. [[new:act:16:01|(Деян 16:1)]] и [[new:fil:02:20|(Флп 2:20)]], [[new:fil:02:22|22]]. **//Толковая Библия.//** [<10>]