[<10>] ====== Толкования на Кол. 1:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью** См. Толкование на [[new:kol:01:09#svt_ioann_zlatoust|Кол. 1:9]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **всякою силою возмогающе по державе славы Его, во всяком терпении и долготерпении с радостию** Благожелания Апостола были бы неполны, если б он остановился на сказанном. И вера Христова, и жизнь о Христе обречены на то, чтоб их сопровождали скорби. //В мире скорбни будете// [[new:in:16:33|(Ин. 16, 33)]], – предсказал Господь. Но нигде в слове Божием не сделано и намека, чтоб позволительно было вступать в противоборство с оскорбляющими; напротив, всюду заповедуется: терпи и терпи. //В терпении вашем стяжите души ваша// [[new:lk:21:19|(Лк. 21, 19)]]; //претерпевый до конца, той спасен будет// (ср.: [[new:mf:10:22|Мф. 10, 22]]), – говорит Господь. Но на это нужна сила, не меньшая, как и на то, чтоб созидаться внутренно в духе. Как всякая сила от Господа; то этой силы благожелание и прилагает теперь Апостол: **всякою силою возмогающе, εν παση δυναμει δυναμουμενοι**, — всякою силою усиливаемы бывая; не сами себя возбуждая всячески и приводя в напряжение, хотя и это уместно, но силою, свыше сходящею, сильными являясь. В какой мере? **По державе славы Его, κατα το κρατος**, – какова мера державной славы Божией, или мера славного вседержительства Божия, таковою силою да будете укрепляемы и вы. Тут неуместно прилагать и такое ограничение сколько может вместить естество ваше ибо вспомоществующая терпению сила может действовать и помимо сего естества, как бы совне облекая его, не в меру его, а в свою, или в нужную. И вот такою-то силою усиливаемы бывая, ходите **во всяком терпении и долготерпении с радостию**. Не только в терпении, но и долготерпении, и не только в этом, но и с радостию. Укрепляемый свыше самую тяжелую скорбь побеждает всяким терпением. Если тяжкая скорбь длится и конца ей не видно, он легко поднимает ее благодушным долготерпением. Растет скорбь, растет и сила Божия, ее побеждающая, и наконец совсем испаряет ее в радость. Присутствие силы Божией в скорбях свидетельствуется благодушием, радость же означает, что милостивый Господь, кроме укрепления, дает некако вкусить и всеблаженства Своего. Блаженный Феофилакт пишет «молимся, говорит Апостол, да исполнитеся и **всякою силою возмогающе**. Для чего? Чтоб не расслаблялись и не падали в отчаяние, в искушениях и гонениях. По державе славы Его. Такую да подаст вам силу, какую Ему пристойно подавать, то есть неизреченную и беспредельную. Всюду державствует слава Его. Не малодушествуйте же в бедах и напастях будете поддержаны, как подобает тем, кои работают такому державному и всеславному Владыке. Во всяком терпении и долготерпении: в терпении того, что находит от внешних, и в долготерпении того, что случается во взаимных отношениях. И еще долготерпит кто, когда имеет возможность отплатить и не отплачивает; а терпит, когда не может этого сделать. Во всяком терпении, не так, чтоб ныне потерпеть, а после нет, но всегда терпеть» (блаженный Феофилакт согласно со святым Златоустом). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью** **И во всякой силе укрепляйтесь**, то есть чтобы все силы одной веры могли вы совершать для меня соответственно служению, данному в Церкви для славы Божией, - **во всякой **именно** твердости** в отношении к гонителям **и долготерпении** в отношении к обетованиям. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-12 **укрепляясь всякою силою** Мы молимся, чтобы вы достигли совершенства, **укрепляясь всякою силою**. Против чего? против искушений и преследований, чтобы не сделаться беспечными и не подпасть отчаянию. **по могуществу славы Его** Да подает вам такую силу, какую прилично Ему давать, то есть неизреченную и беспредельную, какую только возможно принять человеку. Тут великое ободрение. Ибо не сказал: по силе, но **по могуществу**, что больше, как бы говоря: повсюду слава Его могущественна. Итак, вы не ослабевайте в бедствиях, ибо превозможете, как естественно тем, которые служат такому могущественному и славному Владыке. **во всяком терпении и великодушии** **Укрепляясь во всяком терпении**, то есть по отношению к внешним, и **великодушии**, то есть во взаимных отношениях. Ибо долготерпит тот, кто имеет возможность отплатить и не отплачивает, а терпит, когда не может этого сделать. Поэтому и Богу усвояется не терпение, а долготерпение, так как Он может сокрушить, но воздерживается от сего. **Во всяком** же, то есть не теперь только, а после уже нет. Итак, если совокупить вместе слова, он говорит следующее: мы молимся, чтобы вы в совершенстве получили познание учения не по мудрости мирской, но духовной, и вели жизнь добродетельную, чтобы твердо противостоять искушениям, прияв силу и крепость от Бога - являть терпение в отношении к внешним и долготерпение к братьям. **с радостью, благодаря (Бога и) Отца** Имея намерение обвинить их, что неправильно поступают в деле учения, он сначала говорит ласково, чтобы не показалось, что он обвиняет их, как враг. Поэтому, сначала сказав: я молюсь за вас, да дарует вам такие и такие блага (что совершенно несвойственно врагу), − теперь говорит: с радостью благодарю за те блага, какие вы имеете. Посему не по вражде обвиняю вас, а по любви. Я даже желал бы постоянно хвалить вас, но необходимость заставляет меня порицать. Так поступает он и в Посланиях к Коринфянам. И незаметно приводит их к слову о Сыне. Ибо, если я с радостью благодарю, значит, вы обладали великими благами. Но их даровал Владыка − Сын, а не рабы - ангелы. Почему же он сказал: **благодарю с радостью**? Потому что и в печали возможно благодарить, как благодарил Иов, хотя и находился в скорби: //Господь дал, Господь и взял// [[old:iov:01:21|(Иов. 1:21)]]. И пусть никто не говорит, что он не был уязвлен скорбью, потому что в таком случае уничтожил бы и похвалу его, если бы он нечувствительно переносил это. Он скорбел, но не был подавлен. **призвавшего вас** (**ίκανώσαντι υμάς**; в синод пер. − нас) Сколько, говорит, дано, что вы не только стали богатыми, но и получили силу и способность явиться достойно получившими такие дары. К примеру сказать: царь поручил человеку небольших дарований какое-либо начальствование, достоинство он дал бы, но не сделал бы его способным к достойному отправлению его; в таком случае честь эта часто подвергала бы его осмеянию. Но Бог и чести удостоил нас, и сделал способными к принятию ее. Сугубая же честь, что сделал нас способными к принятию дара. **к участию в наследии святых** То есть поставившего вас со святыми, − и не просто, но предоставившего вам наслаждаться теми же благами, что и обозначается словом **участие**. Ибо можно жить в одном и том же городе, но не иметь одинаковой доли, и опять: можно участвовать в одном и том же наследии, но не иметь той же самой доли, как, например, мы все имеем одно и то же наследие Церкви, но один имеет одну долю, а другой − другую. Но здесь и наследия удостоил того же самого, и части той же самой. И везде употребляет слово **наследие** (κλήρος), дабы показать, что как наследие зависит не от человеческого старания, а больше, кажется, от счастья; так и мы не за добродетели удостаиваемся Царствия, но все зависит от божественного дара. Посему, "//егда//", говорит "//сотворите вся, глаголите, как раби неключими есмы: как еже должни бехом сотворити, сотворихом//" [[new:lk:17:10|(Лк. 17:10)]]. **во свете** И будущем, и настоящем, то есть познании. Ибо и теперь просветил нас, открыв нам тайны, а в будущем еще больше откроет. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью** См. Толкование на [[new:kol:01:09#lopuxin_ap|Кол. 1:9]] [<10>]