[<10>] ====== Толкования на Кол. 1:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете** См. Толкование на [[new:kol:01:09#svt_ioann_zlatoust|Кол. 1:9]] ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 12-13 **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего** Ибо Сам, связав сильного [т.е. сатану], расхитил его сосуды, то есть нас, которых сильный употреблял на всякое лукавое действие, и Сам соделал нас сосудами, //благопотребными Владыке//, через уготовление того, что зависит от нас, //на всякое доброе дело// [[new:2tim:02:21|(2 Тим 2:21)]]. Так, обретя через Него приведение к Отцу, мы были перенесены //от власти тьмы к участию в наследии святых во свете//. **//О Святом Духе.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **благодаряще Бога и Отца, призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете** **Благодаряще**. Если соединим это слово с: //не престаем// [[new:kol:01:09|(1, 9)]], − выйдет: не престаем благодаряще − непрестанно благодарим. Так святой Златоуст: «последовательность мыслей у Апостола такова: мы не престаем молиться о вас и благодарить Бога за прежнее. Видишь ли, как вступает он в слово о Сыне?» Святой Златоуст полагает, что здесь началось слово о домостроительстве спасения. Так и другие наши толковники. Блаженный Феодорит пишет: «песнословим человеколюбивого Владыку, что нас, недостойных, соделал причастниками света святых. Благодарением Апостол показует неизреченность Божия человеколюбия и величие Божия о нас домостроительства». Так и блаженный Феофилакт: «сказавши: молюсь, да дарует вам Бог такие и такие блага, теперь говорит: благодарю за полученное нами прежде. Этим незаметно он вводит их в слово о Сыне». Так будем **благодаряще** понимать: благодарим − и видеть здесь начало слова о домостроительстве спасения в Господе Иисусе Христе. Прилично Апостол начинает сие слово благодарением: ибо только помысли о безнадежности нашего положения, и противопоставь ему, в какое благобытие и какую славу возведены мы, ничего не чаявшие и ничего не достойные, и каким дивным притом домостроительством, и прими все это в чувство; то не найти тебе слов для выражения своих благодарных чувств: будешь только взывать: «слава Тебе, Боже! слава Тебе, Боже!» Если б от зол только были мы избавлены, и каким-либо служебным духом; и то было бы величайшее благо. А то Сын Божий нисходит, принимает на Себя бедное естество наше и, проведши чрез искупительные страдания и смерть и воскресивши, посаждает одесную Бога и Отца; за тем последовала благодать Святаго Духа, которая всех верующих делает сынами и дщерями Богу с обетованием, что и они все будут там же, //идеже есть Христос одесную Бога седя// (см.: [[new:in:12:26|Ин. 12, 26]]; ср.: [[new:kol:03:01|Кол. 3, 1]]). Кто найдет достаточно слов, чтобы достойно, не в меру блага, а в меру чувства, возблагодарить премилосердого Бога нашего? Благодарим, говорит, **Бога и Отца**. Домостроительство спасения совершено Отцом чрез Сына во Святом Духе; спасение каждого, по сему домостроительству, совершается Отцом в Сыне чрез Святаго Духа. Чего же ради благодарим только Бога и Отца? Лжеучители, соблазнявшие колоссян, исходным пунктом лжеучения имели, вероятно, положение, что Бог совершенно отделен от твари. Тварь, говорили, не может сносить действия Бога. Почему от Бога изошло множество посредствующих сил − духов, которые, все ниже и ниже нисходя, явились наконец такими, что и с тварями могли входить в сношение, творить их и поддерживать. В числе сих сил, по-ихнему, был и Сын, и Иисус, и Христос. Чтоб показать, что исходный пункт лжеучителей ложен, Апостол обращается с благодарением к Богу Отцу, внушая тем, что Бог Отец не только не отделен от нас, напротив, Он призвал нас, избавил нас от власти темныя и преставил в Царство Сына. О Сыне же вслед за сим скажет, что Он не только не есть из числа сотворенных сил, а напротив, есть Творец всех их, Сам пребывая едино с Отцом. Благодарит **Бога и Отца, призвавшего нас**. Заметим о чтении: по-славянски стоит: **вас**; но святой Златоуст, Феодорит, Экумений и почти все другие читают: **нас**. Также все наши, и другие все, читают не: призвавшаго, καλεσαντι, − а: ικανωσαντι, − удовлившего, <то есть> признавшего нас гожими или сделавшего способными. Весьма немногие читают оба слова. Будем читать: удовлившаго нас. Святой Златоуст такое делает наведение при сем слове: «таково, говорит, дарованное, что оно не только дано, но и сделало нас сильными для причастия дарованного (или, как Феофилакт: «что оно не только сделало нас богатыми, но и дало нам способность и силу явиться достойно получившими его»)». И так слово: удовлившаго, ικανωσαντι, − сделавшего нас способными, имеет здесь важное значение. Пусть бы, например, царь небольших дарований человеку поручил какое-либо начальствование; но достоинство он дал, а способности вести дело начальствования он не мог дать. Оттого такому человеку честь обращается в посмешище. Но если бы он и достоинство дал ему, и сделал его способным занять почетное место и годным к управлению; тогда это была бы настоящая честь. То же самое говорится и здесь, − что Бог не только даровал нам честь, но и сделал нас сильными к принятию ее; ибо сугубая честь − дать и приготовить в человеке способность для принятия дара. Сказавши это, Апостол показывает далее, какой чести мы сподобились и чрез что сделались способными к ней, говоря: **в причастие наследия святых во свете**. Причастие наследия святых − честь, а как сделались мы к ней гожими, показывает слово: **во свете**. Что есть наследие святых? Царство Христово, Царство благодати, вводящее и в Царство славы. В следующем же стихе говорится, что Бог преставил нас в Царство Сына любве Своея. В прощальной речи к ефесеям Апостол говорил: //ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех// [[new:act:20:32|(Деян. 20, 32)]]. Здесь будто более видится Царство Небесное. В речи своей к Агриппе, Апостол о том, к чему призвал его Господь, так говорит словами Самого Господа: //отверсти очи их// (языков), //да обратятся от тмы в свет и от области сатанины к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых, верою, яже в Мя// (ср : [[new:act:26:18|Деян. 26, 18]]). Здесь же видится более Царство благодати. Оба Царства неразделимы Царство Христово есть единое Царство. В сем-то Царстве иметь часть сделал способными Бог и Отец. Удовлившаго **нас в причастие**, εις την μεριδα − сделавшего нас гожими иметь часть или вступить в причастие. В отношении к Царству славы приличнее сказать: иметь часть, то есть каждому свою, а в отношении к Царству благодати приличнее сказать: вступить в причастие, ибо хотя и здесь каждый свою имеет часть, противу силы своей, но это не видно; видно же, что всякий вступающий в него имеет все потребное, не менее всех других. В отношении к тому говорится: //обители многи суть// [[new:in:14:02|(Ин. 14, 2)]], а в отношении к этому: //несть иудей, ни еллин//, ни //мужеский пол, ни женский// (ср.: [[new:gal:03:28|Гал. 3, 28]]). Как сделались мы гожими вступить в Царство Христово, показывает слово: **во свете**, − под коим разумеется свет ведения, чрез благовестие сообщаемый и приемлемый верою и тьму неведения разгоняющий, − и свет благодати, чрез таинства подаемый и силою возрождения тьму греховную прогоняющий. Истина в слове Божием и благодать в таинствах − две спасительные силы, действующие на земле в Церкви для верующих, а вне ее для неверующих. Некоторые во свете относят к наследию будущему, в том значении, что оно будет светло. Но лучше относить к: удовлившаго, − как способ; силу же света можно простирать и до будущего Царства − здесь − свет, а там свет светлее; но тот и другой главным образом духовный, состоящий в ведении и святости от преисполнения благодатию Духа. Внешний же свет будет только отражением сего. Блаженный Феофилакт пишет: «во свете, и будущем и настоящем: ибо и ныне просветил нас Бог, открыв нам такие таинства, и в будущем подаст нам еще обильнейший и дивнейший свет». //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете** **С радостию благодарите** в тот день** Отца, Который достойными вас соделал к участию в наследии**, очевидно в царстве небесном, которое проповедано святым, в мире **света**. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 12-13 **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего** Почему апостол говорит: **благодаря Отца, делающего нас достойными участия в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего**, если не Он освобождает нашу волю, а она сама себя освобождает? //**Послания.**// ---- Сетования в Псалтири в высшей степени справедливы: //Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе мать моя во чреве своем взрастила меня// [[old:ps:050:07|(Пс 50:7)]]. Равным образом эти слова Писания означают, что никто не чист пред Богом, ни даже младенец, жизнь которого на земле насчитывает лишь один день. Таковые, стало быть, составляют исключение, о чьем чине и чьей заслуге в том грядущем **наследии святых**, которое обетовано, желать узнать больше есть превышение человеческой меры. ...Вот почему может случиться, что некто принимает крещение Христово, но не обретает веру или любовь Христову; имеет таинство (sacramentum) святости, но не причисляется к **наследию святых**. И, что касается только таинства (sacramentum) самого по себе, не имеет значения, если кто принимает крещение Христово там, где нет единства во Христе. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете** См. Толкование на [[new:kol:01:11#blazh_feofilakt_bolgarskij|Кол. 1:11]] ===== Ориген ===== **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете** Собирается около нас многочисленная публика, она хочет быть свидетелем нашего подвига, когда нас призывают к мученичеству. Подобное происходит при состязании между собой лишь весьма знаменитых атлетов, потому что на зрелище борьбы их собираются тогда массы народа... Весь мир, следовательно, все добрые и злые ангелы и все люди − как те, которые держат сторону Бога, так и на другой стороне (при языческих идолах) стоящие − услышат, когда мы примем на себя борьбу за христианство. И тогда ангелы на небесах или возрадуются о нас и рукоплескать будут [[old:ps:097:08|(Пс 97:8)]]... или же... будут радоваться подземные силы, приветствующие радостью все злое. //**Увещание к мученичеству.**// ===== Магн Аврелий Кассиодор ===== **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете** Хотя как в Ветхом, так и в Новом Завете есть много свидетельств о различии в участи людей, никто не дерзает по этой причине отрицать, что в участи человека Бог являет то, что преданные сердца испрашивают у Него в смиренной молитве. //**Изъяснение Псалмов.**// ===== Лопухин А.П. ===== **благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете** Стих этот и последующие стоит в зависимости от слов [[new:kol:01:09|9-го]] стиха: "//не перестаем молиться//". Ап. вместе с молитвою о Колоссянах соединяет благодарность Богу и Отцу. − **Призвавшего** − точнее: сделавшего способными, годными (ἱκανώσαν­τι). − **Нас** − вообще христиан. − **К участию** точнее: к части (εἰς τ. μερίδα). Каждому христианину предлежит получить свою особую часть блаженства в царстве славы или общего наследия (τοῦ κλήρου). − **Святых** − христиан вообще. − **Во свете,** − т. е. осиянных светом Христовым. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:03#lopuxin_ap|Кол. 1:3]] [<10>]