[<10>] ====== Толкования на Кол. 1:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** См. Толкование на [[new:kol:01:15#svt_ioann_zlatoust|Кол. 1:15]] ===== Свт. Афанасий Великий ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** Не ради нас получило бытие Божие Слово: напротив того - мы ради Его получили бытие, и **Им создано все**... Если бы угодно было Богу и не созидать творения, тем не менее – //было Слово у Бога// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]], и в Нем был Отец. Творениям невозможно было получить бытие без Слова, потому и получили бытие Им – что и справедливо. Поскольку Слово есть собственный по естеству Сын Божьей сущности, поскольку Оно от Бога и в Боге, как Само изрекло об этом, то созданиям невозможно было не через Него получить бытие. //**Против ариан.**// ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== Ст. 16-17 **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит** Итак, Христос есть Единородный Сын Божий и Творец мира. //В мире был, и мир чрез Него начал быть// [[new:in:01:10|(Ин 1:10)]], //и пришел к Своим// [[new:in:01:11|(Ин 1:11)]], как учит нас Евангелие. Христос не только видимых, но и невидимых есть Творец; мановением Отца **Им создано все**, что, по словам апостола, **на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит**. Если бы ты стал говорить и о самих веках, то и их Творец по мановению Отца есть Иисус Христос. //**Огласительные слова для просвещаемых.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** Павел называет Сына Божия Творцом небесного, так что он говорит, что в Сыне создано все, чтобы в возобновлении вещей никоим образом не отделять Сына от Отца, но соединять с Отцом. Ведь Павел говорит: **Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое**. //**О Святом Духе.**// ----- Если же рождение Его – не из времени, то следует считать, что ничто не предшествует Сыну, Который не из времени. Если же что-то предшествует Сыну, то Им не **создано все, что на небесах и что на земле**, и уличается во лжи апостол, который пишет об этом в своем послании. И если ничего не существует перед Его рождением, то я не порицаю выражения, которое присоединили позднее: «кому никто не предшествовал». //**Пять книг о вере (к Грациану Августу).**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** Не подлежит сомнению, что все существует чрез Сына, ибо, согласно апостолу, все **Им и для Него создано**. А если все создано Им, и все – из ничего, и ничто не существует без Его участия, то, спрашиваю я, в чем Ему – не имеющему недостатка ни в природе, ни в силе Божией - недостает истинного бытия Бога?Ведь Он употребил силу Своей природы, дабы существовало не бывшее и возникло то, что Ему угодно. //**О Троице.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престолы, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася** **Яко/** – означает, что тем, что здесь говорится, доказывается предыдущее. Поелику все создано Сыном, то очевидно, что Он прежде всякой твари и что Сам не есть тварь, а есть Сый; иначе не мог бы создавать из ничего; но не есть особо от Отца, а есть от Него и в Нем образом рождения, не отделяясь, однако ж, от Него. **Тем**, εν αυτω, – а в конце стиха говорится: δι αυτου και εις αυτον, – все вместе: в Нем, чрез Него и в Него или для Него. Апостольский ум, богопросвещенный, конечно, определенно видел, какие оттенки или стороны творческого дела обозначаются каждым из сих выражений. А нам можно сознаться, что не можем с уверенностию утверждать, что одним выражением означается именно то-то, другим то-то, третьим то-то. Нам лучше полагать, что так многими оборотами речи выражается лишь: что бы кто ни придумал потребным в деле творения, все то есть в Творце Сыне, проявлено Им и вложено в дело творения. Бог Сын все создал Сам, Своею силою и для Себя. Со стороны ничто пособствующее сюда не привходило. **Создана быша Тем**, то есть как пред сим, //Перворожденным//, и, как еще повыше, //Сыном Божиим//. Дело творения есть дело Бога Триипостасного, Отца, Сына и Святаго Духа, нераздельно. Святитель Афанасий Великий многократно выражает сие так: все сотворено Отцом в Сыне чрез Святаго Духа, или Отцом чрез Сына во Святом Духе. Почему Творец – Отец, Творец – Сын, Творец – Дух Святый, но не три Творца, а един есть Творец. Пророк Давид так исповедует сие: //Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их// (ср.: [[old:ps:032:06|Пс. 32, 6]]). Если в Писаниях Нового Завета более встречаем мест, в коих творение приписывается Сыну; то это потому, что святым Апостолам належала наибольшая потребность доказывать Божество Господа Иисуса Христа, Сына Божия воплотившегося, так как в Нем видимость естества человеческого сокрывала невидимое Его Божество; а наисильнейшим доказательством Божества служит творчество: ибо Кто творит из ничего, Тот есть Сый, Того сущность есть – быть, совмещая в Себе и всю полноту совершенств. Так и в настоящем Послании Апостолу нужно было поставить на вид Божеское величие Христа Спасителя, – он и говорит, что Им, яко Сыном Божиим и Богом, **создана быша всяческая**, не отстраняя, конечно, в уме своем Отца и Духа Святаго. Заметим при сем, что все покушения определить, что именно принадлежало Сыну в деле творения, не должны быть почитаемы чем-либо достойным полного согласия, уважения и внимания. Считаются, например, много объясняющими такие выражения, что Сын есть в деле творения causa instrumentalis или causa exemplaris: первым означается, что Сын есть орудие творения, а вторым, что Он, как премудрость, есть содержатель идей всех тварей. То и другое выражение будто объясняет что-то; но оба они устраняют Сына от творчества: ибо если Сын орудие, то не Он творит, а Им Отец; и если Он есть только содержатель идей, то представляется чем-то покоящимся, а не действующим. К тому же разумно ли говорить, что в равных во всем Лицах Бога одно есть орудие другого? И уместно ли думать, что идеи тварей только у Сына, а не и у Отца и Духа Святаго? А если и у Них, то зачем и философствовать: Сын causa exemplaris? Если уместно применять дело творения к деятельности нашей души; то смотри всяк, как она действует. Что бы она ни делала, всегда работает всеми своими силами: и умом, и волею, и чувством. Но стань разбирать и разделять, что какой силе принадлежит в деле, никак не разберешь с точностию. Так если и в своем деле не можем доискаться таких различий; где же нам домыслиться, что в деле Бога Триипостасного принадлежит Какому Лицу? И это тем паче, что и подобие трех сил в единой душе трем ипостасям в едином Боге есть крайне слабое, хотя и может быть принимаемо во внимание при размышлении о Боге: ибо в ней образ Божий есть. **Всяческая** – все сущее. Затем перечисляет, **яже на небеси и на земли**, – земля со всеми на ней тварями и небо со всем сущим на нем. Потом, так как при слове: **яже на небеси** – иной мог ограничиться помышлением лишь о солнце, луне и звездах, а Апостолу нужно было указать не это одно; то он присовокупил: **видимая и невидимая**, – как бы говоря: не это только одно разумею я, но и то, что сокрыто в них, разумею не видимый только мир, но и невидимый, духовный. Наконец, чтобы кто и в этом мире духов не исключил кого-либо из числа сотворенных Богом Сыном, Апостол пересказывает по именам сонмы их, **аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти**, и заключает: **всяческая Тем и о Нем создашася**, – все, все, что бы ты ни придумал и ни признал существующим, все Им создано. Святому Павлу особенно нужно было остановить внимание на этом невидимом мире небесных сил духовных, потому что соблазнявшие колоссян лжеучители умствовали о них не как должно и в ряд их ставили Христа, Иисуса и Сына. Апостол говорит, что Господь Иисус Христос, Сын Божий, воплотившийся, не только не из числа их, а напротив, есть Творец их и Бог. Перечисляет он лишь четыре сонма их, надо полагать, только для примера. Можно дополнять: эти и все другие их сонмы, какие есть. Перечислять же все чины ангельские не настояло нужды. Не о них речь, а о Божестве Господа Спасителя, которое доказывается наипаче творчеством. Сказав: **всяческая Тем и о Нем создашася**, – Апостол дает разуметь, что ничего не остается не созданного Им, кроме, конечно, Духа, иже от Отца исходит (см.: блаженный Феофилакт). //**Толкование Посланий апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Сщмч. Ириней Лионский ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** //Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть// [[new:in:01:03|(Ин 1:3)]]. Нет исключения, но все Отец создал чрез Него – видимое и невидимое, подлежащее чувствам и умопредставляемое, существующее временно, согласно с Его распоряжением, и вечное; и все это Он создал не чрез ангелов, не чрез какие-либо силы, отдельные от Его мысли. //**Против ересей.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано** **Им**, говорит Павел, **создано видимое и невидимое все**, то есть то, что совершено и имеет совершиться в том и другом мире: **престолы ли, господства ли**, – или о царях земли сказал это, или о престолах апостолов. **Господствами** же назвал их по причине принадлежащей им царственной власти судебной, ибо они собственною властью и умерщвляют, и спасают, как Бог; или же ввиду будущего суда апостолов, кои, как владыки, осуждают в огонь вечный. **Начальства ли, власти ли** – это в вышних и нижних, и в воинстве злых духов. //**Толкование на Послание к Колоссянам.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано** См. Толкование на [[new:kol:01:15#prp_isidor_pelusiot|Кол. 1:15]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано** Кто, зная о приведении Богом сущих из небытия в бытие словом и мудростию, если разумно направит созерцательную способность души на непостижимое многообразие и разнообразие естественных свойств существующего и испытующим разумом соразличит мысленно логос, по которому они сотворены, не посчитает многими логосами один логос, соразличаемый в нераздельном различии сотворенного, по причине их неслитных друг с другом и с самими собой свойств? И также многие, посредством отнесения к нему всех, – одним, существующим Сам по Себе неслиянно [с прочими], всущественным и воипостасным Богу Отцу Богом Словом, как началом и причиной всего, ибо **Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли**, – //все из Него, Им и к Нему// [[new:rim:11:36|(Рим 11:36)]]. Ибо имея логосы творений пребывающими [в Себе] прежде веков, Он, по благоволению, сообразное им творение, видимое же и невидимое, произвел из небытия словом и мудростью, в должные времена сотворив и творя как все вообще, так и каждое по отдельности. Ибо мы веруем, что логос предшествует творению ангелов; логос – творению каждой из наполняющих горний мир сил и сущностей; логос человеков; логос всего, что приемлет от Бога бытие, чтобы мне не перечислять каждое. Самого же Его, по беспредельному ради Себя Самого превосходству, веруем быть неизреченным и непостижимым, и запредельным всей твари и существующему или помышляемому в ней различию и разнообразию; и Его же – во всем, что от Него, соответствующим каждому образом благолепно показуемым, и в Себе все совокупляющим, ради Которого и бытие и пребывание, и от Которого творения, как они сотворены, и Которому они подчинены, и пребывающие [неподвижно], и движимые причаствуют Богу. Ибо все, по причине своего происхождения от Бога, соответствующим образом причаствует Богу: или умом, или словесностью, или чувством, или жизненным движением, или сущностной и свойственной пригодностью, как это мнится великому и боговидцу Дионисию Ареопагиту. Итак, каждое из умных и словесных [существ], то есть ангелов и человеков посредством самого того, по которому оно было создано, логоса, сущего в Боге и //у Бога// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]], есть и называется «частицей Божества», по причине своего предсуществующего в Боге, как уже было сказано, логоса. Вне всякого сомнения, что если и двигаться будет согласно с ним [т. е. логосом], то окажется в Боге, в Котором предсуществует логос его бытия как начало и причина, и если не захочет ухватиться желанием за что-либо иное, кроме собственного начала, то не «истекает» [т. е. не отпадает] от Бога, но скорее восхождением к Нему становится богом и называется частицей Бога через то, что приличествующим образом причаствует Богу, как согласно природе, мудро и разумно, посредством благоприличествующего движения придерживающееся своего начала и причины, не имея уже, после своего начала и восхождения к логосу, по которому оно создано, и восстановления, куда двигаться или как двигаться, поскольку движение его к божественной цели явно достигло своего предела в самой этой божественной цели. //**Амбигвы к Иоанну.**// ===== Блаж. Августин ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** Он Сам, согласно Евангелию, сказал: //Прежде Авраама Я есмь// [[new:in:08:58|(Ин 8:58)]]. Вслушайтесь, вчитайтесь: мало того, что прежде Авраама Он Творец, прежде Адама Творец, прежде неба и земли Творец, прежде всех ангелов и всякого создания духовного, престолов, господств, начальств и властей, прежде всего и вся Он – Творец. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано** И словами **Им создано всё** апостол означает первоначальное творение; словом же **для Него** указывает на Его деятельность через вочеловечение. //**Толкования на послания святого Павла.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо Им (εν αύτω) создано все, что на небесах и что на земле** **Им** сказано вместо "чрез Него", как это он покажет после. То, в чем можно было усомниться, именно касательно вещей небесных, поставил впереди. Итак, если ангелы чрез Него созданы, как же они прежде Его? **видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли** Оставляя без разъяснения видимое, так как в этом не было никакого сомнения, он обстоятельно говорит о том, в чем сомневались, – о невидимом. Но он представил не все горние чины в отдельности, как бы указав из многого очень немногое. Ибо невидимы, конечно, и архангелы, и наши души. Сказанное о тех, относится и к этим. **все Им и для Него (δι’ αυτού και είς αυτόν) создано** Вот, что выше выразил словом Им (εν αύτω), то теперь выражает словом чрез Него (δι’ αυτού), как и евангелист Иоанн говорит: //все чрез Него// (δι’ αυτού) //начало быть// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]. Но, сказав: все, не включил Духа. Ибо Дух есть не один из оных всех, но один безусловно, как один Бог и один Господь. Итак, все, что имеет бытие, чрез Него создано. Потом, чтобы ты не почел Его слугой, он прибавляет: **и для Него** (είς αυτόν), то есть на Нем все держится. Он не только сотворил, но Он и содержит все; так что если бы творение лишилось Его промышления, оно погибло бы. И не сказал: "содержит", но гораздо тоньше: "на Нем опирается и держится". И этого одного, и именно того, что они (твари) опираются на Него, довольно для их поддержания и сохранения. Но это значит не меньше, чем сотворить, а даже больше, – особенно, что касается нас. Ибо и мы производим при случае одежду или жилище, но сохранить это от тления мы не можем; а Он и сотворил, и сохраняет. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== Ст. 16-18 **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Кратко повторивши это учение о Троице, следует вкратце напомнить и о том, что через Сына, как говорится в Писании, **создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано, и Он есть прежде всего и все Им стоит, и Он есть глава**. Согласно с этим и Иоанн в Евангелии говорит, //что все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть// [[new:in:01:03|(Ин 1: 3)]]. Давид же, указывая тайну всей Троицы в создании вселенной, говорит: //Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинства их// [[old:ps:032:06|(Пс 32:6)]]. //**О началах.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:15#origen|Кол. 1:15]] ===== Севериан Габальский ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** См. Толкование на [[new:kol:01:15#severian_gabalskij|Кол. 1:15]] ===== Амвросиаст ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** Ибо Он родился прежде, чем все было создано, но, как говорит апостол, все основано в Нем, так что считается, что в Нем пребывает возможность (potentia) всего и происходит от Него, так как все чрез Него стало. Он есть глава всего творения, ибо от Него начало быть то, что есть. //**На Послание к Колоссянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано** Вечность Христа Ап. доказывает в частности тем, что во Христе создано все, т. е. в Нем (ἐν αὐτῷ) заключался от вечности весь мир в своем потенциальном бытии. – **Создано** – ἐκτίσθη – в один известный момент, создано, как вполне законченное целое... – **Престолы ли**... Так как Колосские лжеучители ставили Христа наряду с ангелами, то Апостол здесь особо отмечает то обстоятельство, что и ангелы, начиная от высших (**престолы**) и кончая низшими (**власти**) также сотворены Христом. [В других своих посланиях Ап. Павел иначе исчисляет чинов небесной иерархии. Так в послании к Ефесянам он ставит на первое место "**начала**", которые здесь поставлены в самим конце [[new:ef:01:21|(Еф 1:21:]] ср. [[new:kol:03:10|III:10)]]. В святоотеческих творениях также есть различие в перечислении ангельских чинов. Ефрем Сирин, напр., разделяет ангелов на десять чинов. Василий Селевкийский насчитывает их семь, а Дионисий Ареопагит – девять: 1) престолы, херувимы, серафимы, 2) власти, господства, силы, 3) ангелы, архангелы и начала. Последнее деление принято и Православной Церковью]. – **Все Им** – δι᾿ αὐτοῦ. Христос является здесь как посредник, чрез Которого создано все существующее. – **Для Него создано**, т. е. создано так, что Он именно все содержит в Своей власти, о всем промышляет (εἰς αὐτὸν). **Создано** – ἐκτίσθται – прош. сов. время для обозначения того, что отношения Христа к сотворенному миру продолжаются. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:03#lopuxin_ap|Кол. 1:3]] [<10>]