[<10>] ====== Толкования на Кол. 1:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** См. Толкование на [[new:kol:01:15#svt_ioann_zlatoust|Кол. 1:15]] ===== Свт. Григорий Богослов ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Писание показывает нам троякое рождение: рождение плотское, рождение через крещение и рождение через воскресение... Все эти рождения, как оказывается, Христос почтил Собою: первое – первоначальным и жизненным вдохновением; второе – воплощением и крещением, когда крестился Сам; третье – воскресением, которого Сам стал «начатком». И как соделался //первородным между многими братьями// [[new:rim:08:29|(Рим 8:29)]], так и благоволил соделаться **первенцем из мертвых**. //**На святое крещение.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:15#svt_grigorij_bogoslov|Кол. 1:15]] ===== Свт. Григорий Нисский ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Христос есть также **начаток**... Итак, чему полезному научает нас вера, что Он есть //начаток//? – Быть нам такими, каков, как веруем, есть наш Начаток. //**О христианском совершенстве.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** См. Толкование на [[new:kol:01:15#svt_afanasij_velikij|Кол. 1:15]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и Той есть Глава телу Церкве, Иже есть начаток, перворожден из мертвых, яко да будет во всех Той первенствуя** **Той есть Глава** – Тот, о Коем доселе возвещалось, Сын Божий, рожденный прежде век, все сотворивший, все содержащий и о всем промышляющий, Тот Самый **есть Глава телу Церкве**. Тело Церкви есть стройно сочетанная совокупность верующих во Христа Спасителя, облеченных в Него, Духом Святым оживотворенных и возрожденных и в живом состоящих союзе с Господом, – совокупность восстановленного человечества. Восстановлено оно первоначально в Нем, в Его Лице, а по Нему и чрез Него Духом Святым восстановляются и все верующие и, восстановляемы бывая, прилепляются к Нему существенно, едино с Ним бывают и Им содержатся: так что Он есть Глава их, и как родоначальник, и как держатель их. Там по порядку естества Он все сотворил, и //всяческая о Нем состоятся//; а здесь по домостроительству благодати все Им претворяется и опять о Нем же состоится, – пребывает и стоит. Так Церковь вся едино с Ним, а чрез Него и с Богом Отцом. Все возводится к единоначалию. «**Церковь** здесь стоит вместо всего человеческого рода», – говорит святой Златоуст. Это по силе воплощенного домостроительства и назначению его. Если не все войдут в тело ее для союза с спасительною Главою, не оно виновно, а сами те, кои не войдут «Сказав: **Глава**, Апостол хочет показать близость к нам Господа и вместе великость человеколюбия Божия, – что Тот, Кто так высок и есть выше всех, благоволил соединиться так тесно с нашею низостию» (святой Златоуст). О сем непрестанно в благодарных чувствах надлежит помышлять всякому верующему. **Иже есть начаток**, ἀρχή , – начало восстановленного человечества. Оно в Нем сначала восстановлено, а потом по Нему и силою домостроительства Его восстановляются и все восстановляемые, прилепляясь к Нему верою. Он – начало, как источник, из коего течет восстановительная сила, и как родоначальник восстановляемых и норма восстановления. «Апостол представляет Его начатком, выражая мысль, что и прочие таковы же, как и Он», – говорит святой Златоуст. **Перворожден из мертвых**. «Первый воскрес из мертвых; первый разрешил болезни смерти и вышел из утробы ее, как новорожденный» (блаженный Феодорит, блаженный Феофилакт). «И прежде бывали воскресающие; но опять умирали, показывая, что не имеют в себе силы воскресения. А Он, воскресши, уже не умирает, как содержащий в Себе силу воскресения» (блаженный Феофилакт). Сила сия такова, что служит основанием и источником и общего всех воскресения (см.: блаженный Феодорит). Он начал; после все, подобно Ему, изыдут из недр смерти, как новорожденные (см.: блаженный Феофилакт). Почему и наименован перворожденным из мертвых. «**Перворожден из мертвых**, как прежде всех воскресший, за которым последуют и все прочие» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Амвросиаст пишет: «поелику //вся Тем быша//; то и восстановлену быть всему, после того как пало и повредилось грехом, тоже надлежало чрез Него, дабы, если бы оно чрез другого кого было восстановлено, не пала какая-либо тень на Него. Почему как от века прежде всех Он рожден есть, так опять прежде всех первым является и в воскресении от мертвых, возвратив ему чрез сие первоначальную жизнь. Прежде всех рожденный от Бога, Он создал всяческая из не сущих; и, опять родившись от Девы с воспринятою плотию, истребил грех, чрез деву Еву вошедший в мир, а с грехом и смерть. И так родившись и умерши, Он воскрес, чтобы созданное в начале и подпавшее смерти, чрез грех, опять воссоздать». Восстановленное человечество, каким ему подобает быть в сем состоянии, явилось в воскресшем Господе. Почему собственно начатком его – такого – Он стал чрез воскресение, или яко перворожденный из мертвых. **Яко да будет во всех Той первенствуя**. «Ибо, как Бог, Он прежде всех и со Отцом выну, а как человек, перворожден из мертвых и глава телу» (блаженный Феодорит). «Он везде первый, первый в горних, первый в Церкви, как ее Глава, первый и в воскресении» (святой Златоуст). «Ибо Он и прежде всех веков рожден от Отца, и прежде всех человеков воскрес из мертвых, – воскресением, не видевшим уже смерти и дающим нетление всем» (Экумений, блаженный Феофилакт). **Во всех** – во всех отношениях; в каких бы отношениях ни стал кто созерцать Его, везде обретет Его первенствующим. Но по течению речи Апостола берется во внимание только, с одной стороны, естественный порядок вещей, с другой – благодатный. Там первый, яко Творец и Промыслитель, а здесь, – яко Искупитель и Восстановитель. **Да будет**. Так положено в Предвечном Совете Божием – быть Единому и Тому же и Творцом, и Промыслителем, и Искупителем, и, наконец, еще Судиею. Выставляет же сие Апостол на вид с тою целию, чтоб у верующих ум и сердце на Едином устанавливались и к Единому прилеплялись. Это в противность лжеучителям, которые вводили многие силы (эоны) и чрез то многовластие. Слушающие их разбегаются в разные стороны вниманием и чаяниями, ничего не дающими. Воистину же Один есть упование наше, – и в Нем все. **//Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** **И Он есть глава тела церкви**, то есть чрез Него насаждена церковь на земле. И Он есть **первородный мертвых** делом и властью слова, – **да будет во всем Он первенствующим**, ибо как первее Он тварей, так первее Он и всех дел существ низших. **И Он есть глава тела церкви**, здесь и там, – и **Он есть начало** воскресения, **первородный мертвых**. Как соделал Его первенцем воскресения, когда не был Он первенцем умирающих, – так поставил и соделал Его и старейшим, как первенца тварей, когда Он родился в век Апостола. Кроме того; как божество Его было подвержено бесславию в человечестве Его, так увенчал славою человечество Свое в Своем Божестве. //**Толкование на Послание к Колоссянам.**// ===== Блж. Августин ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Ибо мы, христиане, знаем, что воскресение уже свершилось с Главой нашей, и свершится с членами Тела [Христова]. Христос **есть глава Церкви**, а //Церковь – Тело Христово// [[new:ef:01:22|(Еф 1:22-23)]]. То, что сначала произошло с главою, затем произойдет и с телом. На это мы уповаем, ради этого мы верим, ради этого сохраняем твердость и претерпеваем столько от злонравия века сего, и при этом нас утешает надежда, а надежду да будет предварять дело. **//Изъяснения Псалмов.//** ----- //Если же Дух Того//, говорит Павел, //Кто воскресил из мертвых Христа, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас// [[new:rim:08:11|(Рим 8:11)]]. Итак, тем самым вселенская Церковь, находясь в смертном странствовании, ожидает при кончине века того, что было заранее показано как случившееся с телом Господа нашего Иисуса Христа, Который есть **первенец из мертвых**, потому что и Тело Его, которому Он **глава**, есть не что иное, как Церковь. //**Послания.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Апостол от богословия перешел к домостроительству. Ибо Христос – глава наша по человечеству. //**Толкования на послания святого Павла.**// ---- **Перворожденным из мертвых** назвал Владыку Христа блаженный Павел, а перворожденный имеет ту же природу, что и те, от кого его называют перворожденным. Итак, как человек, Он – **перворожденный из мертвых**, ибо первым разрешил узы смерти и всем дал сладкую надежду возрождения. Тот, Кто воскрес, Тот же и претерпел страдания. Как человек, Он действительно претерпел страдания, а как Бог – удивительным образом остался бесстрастным. //**Эранист.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и Он есть глава тела Церкви** Сказав о достоинстве Сына, потом говорит и о Его человеколюбии. Ибо, будучи выше всех, как Творец и Вседержитель, Он соединился с низшими. И не сказал: глава "полноты церкви", но – **тела**, чтобы показать действительность сродства Его с нами, что Он принял одну с нами плоть, а не с неба принес. Ибо Павел употребил слово **Церковь** в смысле всего человеческого рода, как бы говоря: и рождением по плоти Он – первый из людей, как глава. **Он – начаток, первенец из мертвых** **Начаток**, говорит, Он есть воскресения, как прежде всех воскресший. А так как Он разрешил болезни смерти, то, естественно, и **первенцем** называется. Но как начаток, имеет и последователей Себе в прочих людях. Ибо начаток есть чего-нибудь начаток. И как в одном снопе, принесенном в качестве начатка, благословляется вся жатва, так и мы все чрез Него освящены и приведены к Богу, и в воскресении одного тела вся природа удостоилась воскресения. **дабы иметь Ему во всем первенство** **Во всем**, то есть во всем, что созерцаем вокруг Него. Ибо Он и прежде всех рожден от Отца, и первый между всеми, как Глава Церкви, и прежде всех воскрес, как начаток, даровав им нетление. И прежде бывали воскресающие, но опять умирали. Он же воскрес и не умирает. И заметь, первенец здесь – как начаток воскресения, потому что это то же, что новое рождение; там же не сказано: начаток творения, хотя и первенец. Ибо образ бытия не одинаков: Он рожден, а тварь сотворена. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Если мы тщательно рассмотрим все применяемые к Нему понятия, то Он есть начало, только будучи мудростью, и не является началом, будучи Словом, раз //Слово в начале было// [[new:in:01:01|(Ин 1:1)]]. Поэтому можно было бы смело сказать, что мудрость – старейшее из всех мыслимых в наименованиях //Рожденного прежде всей твари//. Итак, Бог совершенно един и прост. Спаситель же наш из-за множественности... становится светом для людей, когда, омраченные пороком, они нуждаются в свете, светящем во мраке и мраком не объятом. Если бы люди не оказались во мраке, Он не стал бы светом для людей. Подобным образом нужно думать и о том, что Он **первенец из мертвых**. //**Комментарии на Евангелие от Иоанна.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:16#origen|Кол. 1:16]] ===== Севериан Габальский ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Подобно тому, как Павел назвал Иисуса //рожденным прежде всякой твари//, **так и первенцем из мертвых** – воскресшего в нетление прежде других мертвых. И чтобы кто-либо не сказал, что, воскреснув, все мертвые будут братьями Христа, в конце сказано: ибо большинство суть грешники и нечестивцы. //**Фрагменты.**// ===== Амвросиаст ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** **Глава Церкви есть** Христос, однако это так, если все, как небесные, так и земные, ощущают одно, что они суть Церковь, то есть – одной веры. Если же отсечена глава всего тела, то есть они отделены от своего Создателя, то тогда [, говоря так,] они беснуются из-за некоего безумия и тщеславия. //**На Послание к Колоссянам.**// ===== Руфин ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Подтверждает истинность нашего исповедания и то, что природа этой воскресающей плоти будет той же, а не какой-либо иной. Однако она восстанет очищенной от грехов и непричастной тлению, да сбудется воистину сказанное апостолом: //Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе... сеется тело душевное, восстает тело духовное// [[new:1kor:15:42|(1 Кор 15:42]], [[new:1kor:15:43|43]], [[new:1kor:15:44|44)]]. Поэтому, как тело духовное, славное и нетленное, оно будет снабжено и украшено своими собственными – а не откуда-то извне данными – членами сообразно той славе, которая явлена нам на примере Христа, как говорит и святой Павел: //уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Сына Его// [[new:fil:03:21|(Флп 3:21)]]. Итак, во всем, что касается нашей надежды на воскресение, как образец дан нам Христос. Он есть и первенец из воскресших, и глава всякого создания. //**Апология.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство** Теперь Апостол изображает Христа как Богочеловека. Тут Он выступает, прежде всего, как глава Церкви (см. [[new:ef:01:22|Еф 1:22-23]]). Ап. объясняет почему Христос стал главою Церкви: Он – **начаток** вообще или начало всего (ἀρχή ) и, в частности **первенец из мертвых** (см. [[new:1kor:15:20|1 Кор. 15:20]], [[new:1kor:15:23|23]]). – **Во всем** – т. е. во всех отношениях. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:01:03#lopuxin_ap|Кол. 1:3]] [<10>]