[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 4-5 **это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** **"Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами"**. Видишь, говорит, я это сказал для того, чтобы вы не искали (знания) у людей. **"Прельстил"**, – говорит, – **"вкрадчивыми словами"**. Что же, если (кто-нибудь) говорит убедительно? **"Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами"** [[new:kol:02:05|(ст. 5)]]. Последовательность требовала бы сказать: хотя я и отстою плотью, тем не менее знаю обманщиков; но теперь он оканчивает похвалой. **"Радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа"** [[new:kol:02:05|(ст. 5)]]. Чином он называет благоустройство. **"И твердость веры вашей во Христа"**. Это величайшая похвала. И не сказал: веру, но: **"твердость"**, как будто говорит воинам, стройно и твердо стоящим. Кто тверд, того не поколеблют ни обольщения, ни искушения. Вы, говорит, не только не пали; но у вас никто не расстроил и чина. Он поставил себя между ними, чтобы они боялись его, как бы он при них находился, потому что через это сохраняется чин (благоустройство). Сплоченность – от твердости. Твердость же происходит тогда, когда ты, собрав много (вещей), склеишь их плотно и неразрывно; тогда происходит твердость, как, напр., в стене. То же делает любовь. Когда она плотно совокупит и соединит людей, живущих отдельно, она делает их твердыми. То же делает и мера, когда она не позволяет господствовать в нас размышлению, потому что как размышление разделяет и колеблет, так вера укрепляет и утверждает. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **сие же глаголю, да никтоже вас прельстит в словопрении** **Сие же** — что сие? Все, что сказал. Я высказал вам мое благожелание, чтобы вы все пребывали слаженными крепким убеждением в единой истине, в познании тайны спасения в Господе Иисусе, потому что в этом вся мудрость; высказал же это для того, чтоб предостеречь вас от хитрословесных прельстителей. Боюсь и болею душою, как бы они вас не прельстили. Как будто умоляет их. Так блаженный Феодорит: «всю эту речь веду с вами, умоляя вас не увлекаться обольстительными словами». Но паче, //сие же// относить надо к непосредственно впереди стоящему, к тому, что вся премудрость во Христе Иисусе, или в познании тайны спасения в Нем. Если в этом познании вся мудрость, а вы его имеете; то само собою следует, что нет никакой нужды принимать иное какое учение, каким бы красным именем оно ни называлось и какими бы красными словами ни прикрывалось. С этой целию, то есть чтоб вы не увлеклись хитрословесием, я и представил вам, что во Христе Иисусе вся премудрость, чтоб вы, убеждаясь, что уже обладаете премудростию, отвергали всякое иное мудрование, не прельщаясь им. Так святой Златоуст: «я это, говорит, сказал вам для того, чтобы вы не искали знания у людей». Так блаженный Феофилакт: «сие, то есть что во Христе все ведение, сказал я для того, чтобы кто не прельстил вас. Что до того, что он красно говорит? Наперед знайте, что если он говорит не по Христе, то он говорит одни паралогизмы и софизмы». //Прельстит, παραλογιςηται//,— чтобы кто вас не опаралогизил, не опутал паралогизмами, то есть ложными умозаключениями, такими, ложь которых прикрыта хитрословесием и которые чрез такой обман вызывают убеждение; //в словопрении, εν πιθανολογια//, — убедительными словами, вкрадчивыми. Амвросиаст пишет: «предостерегает Апостол, чтоб беседами с людьми, не добре мудрствующими, хитро прикрывающими неправость свою, не превратился смысл их: ибо мудрецы мира сего умеют тонкостию суждений искусно опутывать, как сетью, умы простых, чтоб ради вещей мирских отвлечь их от упования, еже о Христе Иисусе». **//Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами** Итак, **никто вас да не соблазнит** обольстительными словами. **//Толкование на послание к Колоссянам.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами** //Это//, то есть что в Христе все ведение, сказал я для того, чтобы кто не прельстил вас. Что до того, что если кто красно говорит? Наперед знайте, что если такой человек говорит не на Христе, то он говорит одни паралогизмы и софизмы. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами; ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** Разъясняя свою мысль, Ап. говорит, что он хочет предохранить Колоссян от увлечения лжеучениями, которые имели всю видимость логической доказательности, но на самом деле были обманом (//прельщением// или ложным рассуждением - paralogizhtai). -// Вкрадчивыми словами// - piqanologia - это умение путем искусных оборотов речи представлять что-либо в существе дела неистинное правдоподобным. - //Ибо, хотя я..//. Апостол очень скорбит о том, что не может путем личной беседы с Колоссянами защитить их от еретиков, и поэтому просит их помнить, что он все-таки хотя духовно с ними. Чувствуя себя как бы рядом с Колоссянами, Ап. радуется, видя, что их церковь обладает и внешним устройством, и внутреннею твердостью, какую дает им их вера во Христа. Указывая на это состояние Колосской церкви, Ап. тем самым как бы советует Колоссянам пожалеть себя и не менять того, чем они владеют, на то, что обещают им лжеучители. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:02:01#lopuxin_ap|Кол. 2:1]] [<10>]