[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:5 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** См. Толкование на [[new:kol:02:04#svt_ioann_zlatoust|Кол. 2:4]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **аще бо и плотию отстою, но духом с вами есмъ, радуяся, и видя ваш чин, и утверждение вашея веры, яже во Христа** Будто хочет отрезвить их ум авторитетом своей апостольской власти: я с вами. Если б я лично был у вас, позволили ли бы вы себе увлекаться пустыми речами других? Так держите всегда в уме, что я с вами, и не увлечетесь. Держать же сие в уме не есть мечта, а истина «Хотя я и отстою плотию, тем не менее знаю обманщиков. Он поставил себя между ними, дабы они боялись его, как бы он при них находился» (святой Златоуст). Амвросиаст пишет: «Апостол говорит, что всегда есть с ними духом, чтоб, всегда держа пред умными очами лик его и благоговеинствуя пред ним, они отвращались от таких людей. Ибо, если дух пророка Елисея видел, как Гиезий погнался вслед Неемана Сирианина, чтоб от его имени взять у него обманом подарок, и как Нееман поспешно сошел с колесницы и дал ему больше, чем он запросил (см.: [[old:4ts:05:26|4 Цар. 5, 26]]); не тем ли паче Апостол мог духом видеть, о чем сказал? В Апостолах была большая благодать, нежели в Пророках. — Далее, чтоб сделать их более усердными ревнителями евангельской истины, он говорит, что радуется, видя, как у них все хорошо: дабы, зная, чем явились так угодными пред Богом, они тверже пребывали в том и все более и более прилагали сердце к преуспеянию в вере». Я с вами, говорит, и радуюсь. Чего ради? //Видя ваш чин//, — то есть благолепные порядки жизни и между собою, и в отношении ко внешним, нехристианам, и в семействах, и в церковных собраниях, и в душевном настроении, и во внешнем поведении,— и //утверждение, στερεωμα//, — твердость //вашея веры, яже во Христа//, — видя, то есть, что и вера ваша тверда и не возмущается ничем от сопротивных. Какая высокая похвала! Ее недаром высказал Апостол. Это второе оружие против прельстителей: себя пожалейте. Так у вас все хорошо теперь. Но уже не будет так хорошо, если увлечетесь прелестию иного мудрования. Ложь, вкравшись, все сие развеет. «Снова к учению примешивает похвалы, умягчая слух и увещанию своему приготовляя свободный доступ» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «теперь оканчивает похвалою. Чином он называет благоустройство. Это величайшая похвала. И о вере их не сказал просто: веру,— но: //утверждение//, твердость //веры//; как будто говорит воинам, стройно и твердо стоящим. Кто тверд, того не поколеблют ни обольщения, ни искушения. Вы, говорит, не только не пали; но у вас никто не расстроил и чина». «Это сказал он и в виде похвалы, и как внушение, что та и есть собственно вера, которая отличается укорененностию и твердостию непоколебимою» (Экумений). «Вера сама по себе есть твердое утверждение, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй» (блаженный Феофилакт). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** **Ибо хотя телом отсутствую** от вас,** но духом с вами есмь**, радуйте меня как присутствующего не одними только добрыми делами вашими, но также и усовершенствованием скудости веры вашей. **//Толкование на послание к Колоссянам.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами** По связи речи нужно было сказать: хотя я и отстою плотью, но духовно вижу обольстителей. Он же в похвалу обратил это слово. Слушай. **радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** Ибо не только, говорит, вы не пали, но у вас никто не поколебал порядка и твердой веры вашей. Как в боевом строю хороший порядок делает фалангу крепкой, так и Церковь тогда бывает тверда, когда в ней добрый порядок, любовь соединяет всех и нет разделений. Но и вера уже сама по себе составляет твердую опору, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** Эта же любовь, которая от Бога и является Богом, от самой себя никоим образом отделиться не может, потому что неотделима. Ведь когда людьми, которые могут отделиться друг от друга, она, сама неделимая, не только овладевает, но из многих сердец, а также душ, делает одно сердце и одну душу, какое безумие говорить, что любовь, которая обычно связывает отдельные умы неделимой любовью, сама отделима? Именно об этом, безусловно, и Павел говорил: **Ибо, хотя я и отсутствую телом, по духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство**. И в Деяниях Апостолов написано, что //у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа// [[new:act:04:32|(Деян 4:32)]]; что, безусловно, сделал только лишь Дух веры и любви. //**Письмо Виктору.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа** См. Толкование на [[new:kol:02:04#lopuxin_ap|Кол. 2:4]] [<10>]