[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением** См. Толкование на [[new:kol:02:06#svt_ioann_zlatoust|Кол. 2:6]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **укоренены и наздани в Нем, и извествовани верою, якоже научистеся, избыточествующе в ней благодарением** Указывает определенно, что разумеет, когда говорит: //тако и ходите в Нем// ([[new:kol:02:06|2:6]]). Не способ и средство указывает, а образ хождения в Господе. Вы как, напоминает он, приняли Христа Господа? Вседушно, и мыслями, и чувствами успокоились в Нем, и никакого в вас не было колебания, все у вас был один Господь Иисус; к Нему и любовь ваша, на Нем и упование ваше. Так вот, как приняли вы Его, так и будьте в Нем во всем житии вашем: //укоренены, наздани, извествовани, избыточествующе.// //Укоренены и наздани// — дают два сравнения: //укоренены// — с деревом, //наздани// — с зданием. Древо глубоко пускает корни в землю и стоит твердо, не передвигаясь, теми же корнями извлекая себе из земли и питательные соки. Как, говорит, дерево корнями углубляется в землю, так и вы всеми корнями жизни вашей пребывайте углубленными в Господа Иисуса и сосите из Него соки духовно-благодатной жизни. Не исторгайтесь из Него корнями сими, чтоб пересадиться на другое что. Дерево пересадишь, оно и на другом месте утвердится корнями и будет жить как следует. А если вы, исторгшись из Христа Господа, на чем-либо или на ком-либо другом укоренитесь, то жить уже, как следует, не можете, будете казаться живущими, но не будете действительно живыми, ибо источник духовно-благодатной жизни один Христос Господь. Кто не пребывает в Господе, тот ни жить, ни плодоприносить не может (см: [[new:in:15:01|Ин. 15, 1—6]]). Но главное, что хочет внушить Апостол, есть неподвижность в вере и убеждениях. Святой Златоуст говорит: «//укоренены//,— то есть утверждены; не увлекайтесь то на тот, то на другой путь, но будьте //укоренены//; а укорененное никогда не передвигается. Видишь, какие точные выражения употребляет Павел!» «Не делайте так, чтоб, то во Христе ходить, то в другом ком» (Экумений). Значит же это: «твердую держите веру во Христа Господа» (блаженный Феодорит). //Наздани, εποικοδομουμενοι//, - назидаясь, построеваясь. Другое сравнение с зданием, но не с оконченным уже, а еще строящимся. Духовно-благодатная жизнь в Господе не есть недвижимость; она в непрестанном движении, все вперед, и все выше и выше, так что, коль скоро остановится такое движение, останавливается и самая жизнь. Но это движение не есть передвижение или изменение, а рост в себе самой. И рост сей тоже действуется во Христе Иисусе. Святому Павлу можно бы сказать: укоренени и растуще в Нем; но пришло на мысль другое, ему обычное, сравнение верующего с зданием, — он и сказал: наздаваясь,— не возмущая мыслей, а более их обогащая, два восставляя пред очами ума сравнения и предоставляя самим читающим дополнить, что в каждом из них недостает для полноты мысли: там роста, здесь основания: наздание для первого сравнения дает мысль о возрастании, а укоренение для второго — об основании; ибо что корень для растения, то основание для здания, и что построевание для здания, то возрастание для дерева.— Наздаваясь в Нем, го есть в Господе Иисусе, ибо Он есть основание; Он и здатель, ибо без Него не можем ничесоже; Он и план здания, ибо Его образу сообразными быти подобает (см.: [[new:rim:08:29|Рим. 8, 29]]), в Его образ преобразиться (ср.: [[new:2kor:03:18|2 Кор. 3, 18]]). Он — и необходимые связи здания. Только материал доставляет произволение из естества, но и он не остается в своем естественном (сырцовом) виде, а переделывается благодатию Господа. Так истинно созидаться, как и расти, можно только в Господе Кто в Господе верою и упованием, тот уже и созидается: ибо как только кто входит в общение с Господом, так и начинает в нем действовать созидательная Господняя сила. Экумений пишет: «//εποικοδομουμενοι//, — то есть возрастая на основании Христовом». А Феодорит: «словом: //наздани// — выражает приобретение добродетели». Святой Златоуст: «внутренним настроением стремясь достигнуть в меру Его». Этим двум сравнениям в следующих словах дается истолкование или приложение к христианской жизни: //укоренены// — истолковывается в: //извествовани//,— а: //наздани// — в: //избыточествующе//. — //Извествовани, βεβαιουμενοι//, — сильным, глубоким убеждением непоколебимо стоя в вере, как научились. Вот что значит //укоренены//. — //Избыточествующе// — все больше и больше богатясь в ней, или возрастая и созидаясь. Вот что значит //наздани!// «Имейте веру совершенную, да не будет в ней никакого недостатка, но да источается она обильно и преизбыточествует в вас» (блаженный Феодорит). «//Извествовани//,— то есть не допуская никакого сомнения, никакого колебания. //Якоже научистеся//: научились вы вере, надобно и избыточествовать в ней, возрастая каждодневно и пламенную стяжевая веру» (Экумений) «Говорит: //якоже научистеся//,— чтоб они, если не другого чего, то себя самих поустыдились. В этом положил Апостол как бы основание, а в: //преизбыточествующе// — указывает наздание. Не должно изменять прежде принятое учение, а преуспевать в нем, в честь себе ставя нечто преизбыточествующее показать в своей вере, благодарение воздавая Богу, что сподобил нас толикой благодати, и самим себе такого преуспеяния не приписывая» (блаженный Феофилакт). Слова: //избыточествующе в ней благодарением// — можно так понимать: избыточествуя в вере с благодарением, что сподобил нас Бог толикой благодати и, столь далеких, приблизил к Себе (см.: Экумений), как видно во всех приведенных пред сим местах. Но можно и так: избыточествуя при вере благодарением. Греческий текст сие допускает. Святой Златоуст говорит: «//избыточествующе в ней благодарением//: ибо так поступают благомыслящие люди. Я не говорю: просто благодарить, но с великим избытком и с великим соревнованием». Благодарение предполагает вкушение плодов веры и, следовательно, высшее состояние жизни в области веры. **//Толкование на Послание к Колоссянам.//** ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением** См. Толкование на [[new:kol:02:06#prp_efrem_sirin|Кол. 2:6]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением** Ты благодаришь ли Бога за свое название христианина и усыновление чрез Христа Богу и достойно ли этого великого имени живешь? Так ли живешь, якоже приял Христа Иисуса Господа, кроткого и смиренного сердцем, преданного во всем воле Отца Небесного, любящего всех любовию крепкою, как смерть? **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением** См. Толкование на [[new:kol:02:03#blzh_avgustin|Кол. 2:3]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **будучи укоренены** То есть стоя неподвижно и не склоняясь то ко Христу, то к ангелам. Ибо укорененные никогда не передвигаются. **и утверждены в Нем** Показывает, что они пали, так что нуждались в восстановлении, то есть во вторичном построении на Христе, как на основании. **и укреплены (βεβαιούμενοι) в вере** То есть твердо держась Христа посредством веры, а не рассуждений и словопрений. Ибо шатко строение, если оно и на фундаменте, но не твердо будет стоять на нем. **как вы научены, преуспевая в ней с благодарением** Опять ставит слово //как//, чтобы они, если не другого чего, то самих себя устыдились бы. Итак, и в словах //как вы научены// апостол положил как бы основание, а в словах //преуспевая// указывает на здание. Не должно изменять прежде принятое учение, а преуспевать в нем, ставя себе в честь нечто преизбычествующее показать в своей вере, благодаря Бога за то, что Он удостоил нас такой благодати, и не приписывая самим себе этого преуспеяния. **//Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.//** ===== Лопухин А.П. ===== **будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением** См. Толкование на [[new:kol:02:06#lopuxin_ap|Кол. 2:6]] [<10>]