[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых** Но (крещение) есть не гроб только: смотри, в самом деле, что говорит: "**в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых**". Хорошо сказал, – потому что все от веры. Вы поверили, что Бог может воскресить, – и через это воскресли. Затем (присовокупляет) достоверное: "**Воскресил**", – говорит, – "**Его из мертвых**". Уже показывает воскресение. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верой в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых** Известно и то, что в крещаемом человеке распинается Сын Божий, ибо плоть наша не могла избавиться от греха, если бы не была распята во Христе Иисусе, как написано: //Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились// [[new:rim:06:03|(Рим 6:3)]], – и далее: //Ибо если мы соединены с ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним// [[new:rim:06:05|(Рим 6:5-6)]]. И колоссянам говорит Павел: **Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою**. Это написано для того, чтобы мы верили, что Христос распинается в нас, через Него очищаются наши беззакония, и пригвождает Он к кресту наши предписания как единственный, могущий отпускать грехи. //**О покаянии.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **спогребшеся Ему крещением. О Немже и совостасте верою действия Бога, воскресившаго Его из мертвых** Где же и как совершается сие христианское обрезание? В купели крещения. Вы обрезались, говорит, обрезанием Христовым, – **спогребшеся Ему крещением**: когда крестились, вы тогда же сбросили с себя тело греховное, тогда же обрезаны были. Все эти действия в один момент совершились. Кровь Господа, обливавшая вас чрез крещальную воду, смыла с вас всю нечистоту греховную и открыла вход в естество ваше благодати Святаго Духа, Который, пришедши, отрезал то, чем держал вас в своей власти грех, и тело греховное спало с вас. Вот в чем сила крещения! Спогребаются в нем Господу; ибо воспринимают таинственно искупительную силу крови и смерти Христовой и в то же время умирают греху. Смерть греху есть водружение в сердце ненависти и отвращения к нему, по причине восчувствования горечи и пагубности его, сопровождаемого восчувствованием неизреченной сладости жизни по Богу. То и другое возрождается в верующем прежде крещения, в то время как он склоняется к вере. Но это бывают только предрасположения и предчувствования. В таинстве крещения нисходит на них благодать и сообщает им Божескую силу неизменности и мощи на все время, как пребывает на их стороне и произволение. **Совостасте** там же, где и спогреблись, то есть во святом крещении. «Крещение есть не гроб только, но смотри, что говорит: **о Немже и совостасте**» (святой Златоуст) Но как спогребение было духовное, так духовно и совостание. То смерть греху, а это — оживление для жизни по Богу, — чтоб ходить в //обновлении жизни//, как говорит святой Павел в Послании к Римлянам (см: [[new:rim:06:04|Рим. 6, 4]]). **О Немже**, εν ω, – может относиться и к крещению, и к Господу Спасителю. Куда ни относить, мысль не изменится; но течение речи требует относить сие к Господу, потому что все о Нем говорится. **Совостасте** блаженный Феодорит и Экумений относят к воскресению из мертвых, а блаженный Феофилакт к тому и другому, то есть и к востанию в духе, и к будущему воскресению. Первый пишет: «Апостол благовествует воскресение, поелику имеем еще естество смертное» То же и Экумений: «уверовав, что Бог силен воскрешать из мертвых, воскресли и вы. Ибо в крещении мы воскрешены, хотя в возможности только, а не в действительности». Вот слова блаженного Феофилакта: «двояко воскресли мы в Господе: и упованием воскресения, столь несомненным, что мы как бы уже улучили его, хотя оно имеет еще быть; и духовно, отбросив мертвость греховную и восприяв оживление духом». По течению речи прямее будет разуметь здесь воскресение духовное, или восприятие силы жить по Богу в обновленной жизни. Ибо вслед за сим (в стихе [[new:kol:02:13|13]]) говорится, что Бог их (колоссян), мертвых грехами, сооживил со Христом, очевидно потому, чго оживил для жизни, противоположной греху. **Верою действия Бога, воскресившаго Его из мертвых**. Если в: **совостасте** – видеть будущее славное воскресение, воспринятое упованием несомненным; то будет: верою в действие Бога, – во всемогущество Божие, что силен Он воскресить, как показал примером воскрешения Господа Спасителя. Так блаженный Феодорит «веруя Божией силе, ожидаем воскресения, поручительством для себя имея воскресение Владыки Христа». То же повторяет и блаженный Феофилакт. Если же в: **совостасте** – видеть воскресение духом, или оживление для жизни по Богу, то будет: совостали вы, ради веры вашей, действием Бога, воскресившего Христа Спасителя из мертвых Вы воскресли духовно Божеским действием, верою воспринятым; и сие действие таково же есть, каково то, коим воскрес Христос Господь из мертвых. Святой Павел сопоставляет их и в Послании к Римлянам: //спогребохомся Ему крещением в смерть: да якоже Христос воста от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем// (ср.: [[new:rim:06:04|Рим. 6, 4]]). Так отчасти понимает сие Амвросиаст. Блаженный Феофилакт делает при сем замечание, что хотя воскресение Христово приписывается здесь Богу Отцу, однако ж тем не менее оно есть действие и Самого Господа Иисуса: «Христос, говорит Апостол, прияв смерть телесную, оживотворен Отцом; и говорит так не потому, чтоб Христос Господь Сам немощен был оживить Себя, но чтобы все возвесть к единому источнику. А что воскресение Господне есть и собственное Его действие, об этом Он Сам говорит: //треми денми воздвигну ю// – //церковь тела Своего// (см.: [[new:in:02:19|Ин. 2, 19,]] [[new:in:02:20|20]]). И в Деяниях говорится, что по страдании Он Сам Себя поставил живым (см.: [[new:act:01:03|Деян. 1, 3]])». – И наше духовное воскресение не одним действием Бога Отца совершается, но //по благоволению Бога Отца, во святыне Духа, в послушание и кропление крове Иисуса Христа// (ср.: [[new:1pet:01:02|1 Пет. 1, 2]]). Экумений, объясняя обрезание духовное, делает наведение о действии в нем Пресвятой Троицы. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых** **И в Нем вы воскресли** с Ним** чрез веру**, то есть прежде чем пали, вы чрез вашу веру, когда воскрес Христос, как бы воскрешены с Ним силою Божиею, ибо ведь для того Бог и воздвиг Его от мертвых, чтобы дать нам возможность приобрести веру в воскресение мертвых. **//Толкование на послание к Колоссянам.//** ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **быв погребены с Ним в крещении** Что назвал обрезанием, то теперь называет гробом, выставляя в сравнение нечто большее, чем обрезание. Ибо обрезанное не просто отбрасывалось, а погибало и истлевало. Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа, и умирая, как ветхий и греховный человек. **в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых** Не гробом только, но и воскресением служит крещение. Каким образом? Через веру. Ибо, уверовав, что Бог может воскресить, и имея пример этого в воскресении Христа из мертвых, мы, таким образом, двояко воскресли в Господе: и упованием воскресения, столь несомненным, как бы уже получили его, хотя оно еще будет; и духовно, отбросив мертвенность греховную, и восприняв оживление духом. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых** Через крещение происходит совлечение и обрезание грехов... Крестящиеся исповедуют, что через крещение они кровью Христовой приобщаются к смерти Его. Приобщившись же к смерти, они, следовательно, насладятся и воскресения. Смысл воскресения является двойным. Один – духовный, другой же – телесный. Ведь всякая плоть человеческая воскреснет через Христово воскресение из мертвых, но те, кто не крестился во Христа, а умер в своем неверии, будут участвовать в общем воскресении, однако не насладятся искупления и обетования. Те же, кто во Христа крестился, уже и прежде общего воскресения обогатились даром иного воскресения. Ибо они уже воскресли от смерти греховной. Поэтому апостол и добавил: **в Нем вы совоскресли**, а не «совоскреснете». Ибо каким же образом будут жить воскресшие от смерти греховной, как снова умирающие? //**Фрагменты.**// ===== Лопухин А.П. ===== **быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых** В воде крещения человек спогребается Христу и ветхий человек в Нем умирает. Но этого мало: тут же христианин и воскресает со Христом для новой жизни. Это воскресение совершается в человеке, благодаря силе его веры во всемогущество Божие, уже проявившееся в воскресении Самого Христа (ср. [[new:rim:10:09|Рим 10:9]]). //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:02:08#lopuxin_ap|Кол. 2:8]] [<10>]