[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-15 **и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою** **"И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним"**. Вы были повинны смерти. Но если вы и умирали, то не напрасно, – смерть была полезна вам. Смотри, как он опять показывает, чего они были достойны, в словах, которые присовокупляет: **"Простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою"** [[new:kol:02:14|(ст. 14 – 15)]]. **"Простив нам"**, – говорит, – **"все грехи"**. Какие? Те, которые произвели смерть. И что же? Позволил им остаться? Нет; истребил их; не только даровал, но совсем истребил, чтобы они никогда не показывались. **"Учением"**, – говорит. Какими учениями? Верой. Следовательно, (для спасения) достаточна вера, (Павел) присоединил не дела к делам, но дела к вере. Что же затем? К отпущению опять присоединяет истребление (грехов). **"И Он"**, – говорит, – **"взял его от среды"**; но не сохранил его, а разорвал, **"и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою"** Никогда он не говорил так сильно! Видишь, как он заботился об уничтожения рукописания? Так как все мы были под грехом и наказанием, то Он, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания. Наказание же Он претерпел на кресте. К нему-то и пригвоздил (рукописание), а потом, как имеющий власть, и совсем разорвал его. Какое рукописание? (Павел) говорит о том рукописании, которое (израильтяне) дали Моисею, говоря: //"Все, что сказал Господь, сделаем [и будем послушны]"// [[old:ish:24:03|(Исх. 24:3)]]. Если же не об этом, так о том, что мы обязаны повиноваться Богу. Если же и не об этом, то о том рукописании, которое держал дьявол, которое изрек Бог Адаму в словах: //"Ибо в день, в который ты вкусишь от дерева, смертью умрешь"// [[old:gen:02:17|(Быт. 2:17)]]. Это рукописание было у дьявола. И Христос не отдал его нам; но сам разорвал его, как свойственно прощающему с радостью. **"Отняв силы у начальств и властей"**. (Апостол) говорит это о силах дьявольских, или потому, что они были облечены человеческой природой, или потому, что (Христос) держал их как рукоятку меча, и, сделавшись человеком, обнажил их. Это и значит: **"Подверг их позору".** И хорошо это сказано, потому что дьявол никогда так не бесчинствовал. Он надеялся овладеть Им (Христом), а лишился и тех, кого имел; в то время, когда тело (Христа) пригвождалось, мертвые воскресали. Тогда дьявол потерпел поражение, получив смертельный удар от мертвого тела. Как борец, считающий своего противника пораженным, сам получает от него смертельную рану, так и Он показал, что умереть с спокойным духом значит посрамить дьявола. Если бы мог, дьявол сделал бы все, чтобы уверить людей в том, что (Христос) не умирал. Но, так как доказательством воскресения служило все последовавшее затем время, а для доказательства смерти не было другого времени кроме этого, то Он и умер открыто, в виду всех, но воскрес не открыто, зная, что последующее затем время засвидетельствует истину. Что в виду всего мира, на высоте, на древе был умерщвлен змий, – это достойно удивления. И чего не сделал дьявол, чтобы только (Христос) умер тайно? Послушай, что говорит Пилат: //"Возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины"// [[new:in:19:06|(Иоан. 19:6)]]; и потом иудеи говорили Ему: //"если Ты Сын Божий, сойди с креста"// [[new:mf:27:40|(Мф. 27:40)]]. Но Он уже получил смертельный удар; но сошел (со креста), и потому предан был гробу. Он мог тотчас же воскреснуть; но (не сделал этого), чтобы уверены были в смерти Его. И в смерти людей обыкновенных малодушие предосудительно; здесь нет его. Даже и воины //"не прибили Ему голеней"//, как другим, чтобы очевидно было, что Он умер. Известны и те, которые погребли тело Его; поэтому сами же иудеи, вместе с воинами, запечатывают камень. Здесь преимущественно старались о том, чтобы (смерть Его) не была сокрыта. Свидетели – из врагов, из иудеев. Послушай, что они говорят Пилату: //"обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи воинам стеречь гроб"// [[new:mf:27:63|(Мф. 27:63)]]. Это и сделано было; они еще запечатали гроб. Послушай, как они и после говорят это апостолам: //"Хотите навести на нас кровь Того Человека"// [[new:act:05:28|(Деян. 5:28)]]. Он не попустил, чтобы образ креста Его был посрамлен. Да и ангелы ничего такого не перенесли бы. Он исполняет на кресте все, показывая, что смертью совершено великое дело. Это было похоже на единоборство: смерть поразила Христа; а Христос, пораженный ею, потом умертвил ее. Мертвым телом умерщвлен тот, кто казался бессмертным. Вселенная это видела. И, что удивительно, не поручил этого другому; дано новое рукописание, не такое, какое было прежде. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи** Итак, Господь претерпел подчинение смерти, чтобы уничтожилась вина. Но чтобы для природы не наступил конец в смерти, даровано ей воскресение из мертвых, дабы через смерть исчезла вина, а чрез воскресение природа вошла в вечность. Таким образом, эта смерть есть переход всех вещей. Необходимо, чтобы ты постоянно переходил: переход же совершается от тления к нетлению, от смертности к бессмертию, от тревог к покою. Следовательно, пусть тебя не поражает имя смерти, но радуют благодеяния благого перехода. Что есть смерть, как не погребение пороков и воскресение добродетелей? Посему и говорит Валаам: //Да умрет душа моя в душах праведников// [[old:chis:23:10|(Числ 23:10)]], то есть да спогребется им, чтобы отложить свои пороки, и да стяжает благодать праведных, которые носят мертвенность Христову в своих теле и душе. //**О благе смерти.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и вас мертвых сущих в прегрешениих и в необрезании плоти вашея, сооживил есть с Ним, даровав нам вся прегрешения** Уже сказано пред сим: //совостасте// ([[new:kol:02:12|2, 12]]); зачем снова говорится:// и вас сооживил есть//? Апостол здесь выставляет на вид обстоятельство, усиливающее предложенное убеждение — не слушать внушающих обрезание. Сказал: никакой нужды нет вам в обрезании плоти, потому что вы имеете уже обрезание сердца Духом, которого плотское обрезание служит только знамением. Это духовное обрезание совершилось в купели крещения, где вы умерли греху и ожили для жизни по Богу. Погружаясь в купель, вы погружались в смерть Христову, умерли с Ним греху; а восходя из купели, вы облекались в воскресшего Господа, совоскресали с Ним для жизни по Богу. Бог сооживил вас с Ним. Это умертвие и оживление не по имени только вам присвояется, а самым делом в вас качествует, вы их ощущаете и самым делом являете. Теперь спрошу вас: для того, чтоб сподобиться вам такой благодати, предлагалось ли вам, как необходимое условие, обрезание плоти? Бог, чрез крестивших вас, объявлял ли вам, что, если не обрежетесь, не получите благодати, оживотворяющей дух, и даже до крещения не будете допущены? Ничего такого не было. Бог и в необрезании вашем сооживил вас со Христом Господом. Необрезание ваше не помешало низойти в вас животворной благодати Святаго Духа в святом крещении и оживотворить вас, мертвых грехами. Слова: //и в необрезании плоти вашея// — надобно соединять с: //сооживил//, — в таком смысле: и при необрезании вашем, и несмотря на необрезание ваше сооживил. А слово: //в прегрешениих// — надо относить к: //мертвых сущих//, — в обычном смысле, как все люди мертвы грехами, и прародительским, и своими собственными: ибо //оброцы греха — смерть// ([[new:rim:06:23|Рим. 6, 23]]); и после этих выражений ставить знак препинания; а между: //в необрезании плоти// — и: //сооживил// — не ставить знака, чтоб наглядно представить, какое выражение куда относится. Которые и слова: //в необрезании плоти// — относят к: //мертвых сущих//, — те принуждены давать им переносное значение, потому что необрезание не делает мертвым, а грех, и именно разумеют под ним необрезание сердца, или греховную похоть, источник всех грехов. Иного в таком случае толкования и нельзя допустить. Наши толковники так говорят о сем месте, что их слова могут подавать мысль о том и другом соотношении сих слов. Блаженный Феодорит под необрезанием плоти разумеет вообще греховность. Но мысль Апостола выражает так: «научает Апостол, что необрезание телесное не вредит имеющим оное, а необрезание душевное вредно и телу и душе; и сим доказывает, что обрезание телесное никакой не приносит пользы обрезанным, отъятие же греховности приносит истинное спасение». Экумений так перелагает мысль Апостола: «вас, которые мертвы грехами, по причине недеятельности или неподвижности на добро, и необрезаны, Бог обрезал в духе и оживотворил, сооживив со Христом» **даровав нам вся прегрешения** Этим определяется не способ оживления, а путь к нему. Оживляющей благодати Духа нет доступа к тем, на которых лежит вина греха. Когда же снимается вина и грехи прощаются, тогда благодать, получив доступ, входит в душу и оживляет ее. На это и указывает здесь Апостол. //Даровав прегрешения// — значит: «даровав нам оставление грехов» (блаженный Феодорит). Прежде Апостол говорил: //вас//,— теперь: //нам//. Может быть, это не имело у Апостола особого значения. Он хотел, может быть, сказать только: нам с вами, то есть вообще всем людям. Не для одних вас путь к оживлению духовному лежит чрез прощение грехов, а для всех. Прощение же грехов получается покаянием с верою в Господа, принесшего Себя в жертву за грехи всего мира. Покаяние и предшествует крещению, и ради него с верою в купели омываются грехи. Тут же и оживление дается благодатию. Один акт два дела совершает: грехи снимает и новую жизнь дает. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи** **И вас, кои **некогда** мертвы были во грехах ваших, сооживотворил с Ним в обетовании, - и даровал **и отпустил** все грехи ваши**, посредством крещения. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Августин ===== **и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи** Если нам приносят такое веселие быстротекущие дни, в которые мы с благочестивой торжественностью вновь вспоминаем страдание и воскресение Христово, то какое же блаженство доставит нам Предвечный, когда мы Его узрим и пребудем с Тем, Кому ныне радуемся лишь в уповании и стремлении Какое веселие Он дарует Церкви Своей, которую, возродив через Христа, в некотором смысле избавил от природного необрезания плоти, то есть от врожденного позора? Посему сказано: **И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все долги**. //**Проповеди.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним** Христос, говорит он, прияв смерть телесную, оживотворен Отцом, и говорит так не потому, чтобы Христос Господь Сам немощен был оживить Себя, но чтобы все возвести к Единому источнику. А что воскресение Господа есть и собственное Его действие, об этом Он Сам говорит: //разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его// ([[new:in:02:19|Ин. 2:19]]), и опять говорится: //явил Себя живым по страдании Своем// ([[new:act:01:03|Деян. 1:3]]). Вы же, подвергшись греховной смерти и, будучи необрезанными, то есть имея во множестве и излишестве плотские помыслы, которые вас умерщвляли, оживлены вместе со Христом. Ибо, как Он восстал телом, так вы духом; но восстанем, без сомнения, и телом. Но великий Иоанн дает разуметь, что и иначе можно понимать умерщвление. Ибо, говорит он, по причине падения мы находились под осуждением на смерть. **простив нам все грехи** Но смотри, чего нас удостоил и каким образом Он освободил нас. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи** См. [[new:ef:02:01|Еф 2:1,]] [[new:ef:02:05|5.]] См. также Толкование на [[new:kol:02:08#lopuxin_ap|Кол. 2:8]] [<10>]