[<10>] ====== Толкования на Кол. 2:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу** Сказав сначала загадочно: //"Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас по преданию человеческому"// [[new:kol:02:08|(ст. 8)]], и еще прежде: //"Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами"// [[new:kol:02:04|(ст. 4)]], и тем предрасположив душу их и сделав ее внимательною, упомянув потом о благодеяниях (Божьих) и тем еще более усилив внимание, наконец, (Павел) начинает обличение, и говорит: **"Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу"**. Видишь, как он разрушает это. Если, говорит, вы достигли такого (величия), то для чего подчиняете себя маловажному? Далее смягчает (обличение), говоря: **"Или за какой-нибудь праздник"**, так как они не все прежнее удержали.** "Или новомесячие, или субботу"**. Не сказал: не сохраняйте еже, но: **"Никто да не осуждает вас"**; показал, что они преступают и разрешают, но вину сложил на других. Не подчиняйтесь, говорит, тем, которые вас осуждают. Нет, впрочем, и этого: он только рассуждает с ними, а не заграждает их уст, не запрещает им рассуждать. Он и не коснулся этого. Не сказал: (в различении) чистого и нечистого, не сказал: (в соблюдении праздника) кущей, или опресноков, или пятидесятницы, но: **"За какой-нибудь праздник"**, – так как они не дерзали сохранять все, а если и сохраняли, то не как праздники. **"За какой-нибудь"**, – говорит, показывая тем, что большая часть уже оставлена. И если они и соблюдали субботу, то не вполне. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 16-17 **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе** Но есть другая некая жизнь, к которой призывает нас Слово. И хотя настоящие наши //дни лукавы// [[new:ef:05:16|(Еф 5:16)]], однако же есть другие дни, благие, которые не пресекаются ночью. Ибо для них Сам Бог будет вечным светом, озаряя их сиянием Своей славы. Поэтому, когда слышишь о благих днях, не думай, чтобы в обетовании говорено было тебе о здешней жизни: потому что тленны те дни, которые производит чувственное солнце, а тленное не может быть приличным даром нетленному. Но если душа нетленна, то нетленны должны быть и душевные дарования. И //проходит образ мира сего// [[new:1kor:07:31|(1 Кор 7:31)]]. Если //закон имеет в себе тень будущих благ// [[new:evr:10:01|(Евр 10:1)]], то представляй себе некие радостотворные и святые субботы из дней вечных, новомесячия, праздники, но представь их достойно духовного закона! //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 16-17 **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе** Что же, будем ли мы праздники почитать, проводя их во вкушении пищи и питье? Но никто да не осуждает нас за пищу: //Закон духовен, а я плотян// [[new:rim:07:14|(Рим 7:14)]]. **Да никто не осуждает вас за пищу или питие, или за какой- нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе**, которое явил нам как бы в последней трубе глас Отца с неба тогда, когда иудеи восклицали: //это гром// [[new:in:12:29|(Ин 12:29)]]; тело Христово, которое, с другой стороны, при последней трубе явится нам: //потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые о Христе воскреснут прежде// [[new:1sol:04:16|(1 Фес 4:16)]]. //Где труп, там соберутся и орлы// [[new:lk:17:37|(Лк 17:37)]]; где тело Христово, там истина. //**О кончине брата Сатира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **да никтоже убо вас осуждает о ядении, или о питии, или о части праздника, или о новомесячиих, или о субботах** «Сначала говорил в общих терминах: блюдитесь (см.: [[new:kol:02:04|2:4,]] [[new:kol:02:08|8]]). Теперь определеннее указывает, чего должно остерегаться, после того как предпослал сему изображение благодеяний о Христе Иисусе. Он как бы говорит: если столь великое получили, то зачем вам подчиняться таким маленьким вещам?» (из святого Златоуста и блаженного Феофилакта). «Надежда жизни — во Христе Иисусе, и упование спасения в Нем не позволяет нам примешивать к нему подчинение какому-либо суеверию или подзаконному обычаю. Почему не должно обращать внимания на тех, которые шумят там у вас и нашептывают нечто, несообразное с верою во Христа» (Амвросиаст). Лжеучение прикрывалось иудейскою законностию, и лжеучители, вероятно, были из рода иудейского. Может быть, они были потомки тех иудеев, которых, по свидетельству Иосифа Флавия, Антиох переселил с востока в Южную Фригию, в числе 2000 семейств. Они могли принесть оттуда и восточные мудрования, к которым здесь подмесив еллинских философствований, из всех трех склеили особую систему лжеучения, подлаживаясь в ней и к христианству. Из иудейских обычаев они удержали, как видно, только правила о ястии и питии и о соблюдении праздников годичных, месячных и недельных и, как очень вероятно, обрезание. О неуместности для христиан обрезания Апостол будто мимоходом говорил выше. Теперь прямо говорит против иудейских обычаев относительно яств и праздников. **да никтоже вас осуждает** Пусть никто не осуждает вас, что не соблюдаете таких и таких обычаев иудейских. Но что же нам делать, спросил бы кто? Исполнять их, чтоб избежать осуждения? Нет, не исполнять, а не принимать к сердцу таких осуждений и внимания на них не обращать. Пусть их осуждают; вы не смотрите на то.— Вероятно, между приемами убеждения мудрецы те употребляли иронию, или насмешку, которая может сильно действовать и, когда встретит нетвердое убеждение, может совсем испарить его. Апостол и предостерегает: не поддавайтесь впечатлению от осуждения; оно пустое. «Не подчиняйтесь, говорит, тем, которые вас осуждают» (святой Златоуст). «Нимало не увлекайтесь покушающимися посеять у вас подзаконные наблюдения» (блаженный Феодорит). «Он будто хвалит их, как чуждающихся иудейства» (блаженный Феофилакт) и тем воодушевляет противостоять тем, которые влекут в него. **о ястии и питии** В законе было определенно прописано, что употреблять в пищу и чего не употреблять. Запрещение основывалось на полезности и не полезности яств, по тамошнему климату; причем имелись в виду и нравственные уроки, вытекавшие наглядно из свойств запрещенных животных и птиц. Но как те мудрователи пошли в ложь, то очень вероятно, что они приплетали к этому какие-нибудь нелепые гадания по духу своего лжеучения. В законе говорится только о яствах; относительно пития правило положено только для назореев. Потому можно наводить, что мудрецы те выступали в качестве постоянных назореев и правила назорейства делали обязательными для всех. Ессеи казались постоянно назорействующими. Может быть, из этой секты были и колоссянские мудрецы. //О части праздника// — какого-либо из больших годичных праздников: пасхи, пятидесятницы, кущей и других. Этих праздников они не могли соблюдать вполне: по отдаленности не могли ходить в Иерусалим всякий год, а дома, празднуя, не могли исполнять всего, что составляло принадлежность праздника. Почему и сказал Апостол: //о части//. «Не сказал: (в соблюдении праздника) кущей, или опресноков, или пятидесятницы, но: //о части праздника//; ибо они не дерзали сохранять все; а если и сохраняли, то не как праздники. //О части// говорит, показывая, что большая часть уже оставлена, не все прежнее удержали» (святой Златоуст). Но можно наводить и то, что мудрователи те все, сюда относящееся, перестроили на свой лад, так что из прежнего взяли только кое-что. Это //о части// было взято из порядков празднования и новомесячий с субботами. Не все, и сюда относящееся, могли они соблюдать. Несмотря, однако ж, на то, что такое празднование, усеченное и измененное, не было уже вполне иудейское, Апостол не хочет, чтоб колоссяне касались его. Так оно противно духу христианства. Апостол не вообще отклоняет от праздников, а от празднования в известные дни в духе иудейства или того лжеучения, которое ходило среди колоссян. Иметь праздники и праздновать их есть неотъемлемая часть веры, поколику вера есть, какова бы она ни была. Так мы устроены. Их все веры и имеют, но каждая в своем духе. И христианство имеет свои праздники, но в своем духе. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу** **Итак никто**, - после столь великих дел, для вас совершенных, - придя к вам, **да не отвлекает вас** (от Христа) немощными предметами, то есть **пищею, или питием, или праздником новолуния**, или еврейским празднованием новолетия. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 16-17 **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе** Кто бы ни стремился... к отчуждению от этого приверженного плотскому иудаизма, должен не только отойти от соблюдения тех старых правил, которые с появлением Нового Завета - после того как пришло то, наступление чего было ими ознаменовано, - несомненно, перестали быть необходимыми, так что уже не осуждают **за пищу, и питие, и за какой-нибудь праздник, и новомесячие, u субботу, что есть тень будущего**. Но также и то, что предписывается в законе как содействующее воспитанию нравов верных... насколько бы он в этом ни преуспел, приписывать он должен не себе, но благодати Божией, которая дана через Господа нашего Иисуса Христа. //**Послания.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу** Доселе говорил загадочно: //чтобы кто не увлек вас обольщением//; теперь же яснее, когда упомянул о благодеяниях Божиих. Ибо если, говорит, вы достигли такого величия, то для чего подчиняете себя маловажному? Итак, не подчиняйтесь тем, кто вас осуждает за несоблюдение иудейских церемоний в пище и питье. Этим он будто хвалит их, как чуждающихся иудейства, О //каком-нибудь празднике// сказал потому, что не дерзали сохранять все. Ибо если они и субботствовали, то не так строго, так как исповедывали христианскую веру. Таким образом показывает, что напрасно такое наблюдение, когда не все наблюдается; оно только ведет к нарушению всего. Ибо если было бы хорошо, то соблюдалось бы всецело. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Ориген ===== Ст. 16-17 **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе** //Ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос// [[new:1kor:10:04|(1 Кор 10:4)]]. Это говорит Павел, //еврей от евреев, по учению фарисей// [[new:fil:03:05|(Флп 3:5)]], //воспитанный при ногах Гамалиила// [[new:act:22:03|(Деян 22:3)]], который при всех обстоятельствах никогда не осмеливался говорить о //духовной пище и духовном питии// ([[new:1kor:10:03|1 Кор 10:3]] - [[new:1kor:10:04|4]]), пока не научился, что они означают Законодателя через переданное ему знание истинного учения. Отсюда, как уверенный и не сомневающийся, он и то добавляет об учении, о пище чистой и нечистой, что не согласно букве, но духовно должно соблюдать, и говорит: **Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие или субботу: это есть тень будущего**. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Севериан Габальский ===== **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу** [Павел] учит, что закон упразднился, ибо Христос изгладил наше //рукописание//[[new:kol:02:14#severian_gabalskij|(Кол 2:14)]]. Научает же нас апостол и тому, что лукавый пал, ибо Господь обнажил и выставил на позор //начальства и власти// [[new:kol:02:15#severian_gabalskij|(Кол 2:15)]] и повелевает уже не повиноваться им, которых упразднило действие Христово, и говорит: не слушайте иудеев, убеждающих вас сохранять закон. Ведь тень бежит впереди тела, но не имеет существования сама по себе. Поэтому апостол говорит: не повинуйтесь закону, тем более - язычникам, ведущим вас к тому, чтобы поклоняться ангелам или стихиям мира сего. //**Фрагменты.**// ===== Евсевий Кесарийский ===== **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу** **Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу**. Ибо если то, что было законоположено относительно безразличия в еде, праздников и субботы, сохранило, подобно тени, образ других - истинных и таинственных - вещей, не без основания ты скажешь и то, что первосвященник представлял собой символ, указующий на другого Первосвященника, и что помазанником [«христом»] он именовался... по образу другого, единого истинного Помазанника [Христа]. //**Доказательство в пользу Евангелия.**// ===== Лопухин А.П. ===== **итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу** Так как Христос освободил людей от обязанности исполнять обрядовые постановления Моисеева закона, то поэтому никто не вправе осуждать Колоссян за их свободное отношение к выбору яств и питья или за несоблюдение ими какого-нибудь праздника иудейского (εορτής - великого праздника), или праздника новомесячия, или же обыкновенной субботы. В отношении к пище и питью Колосские лжеучители, вероятно, заходили дальше требований Моисеева закона и, подобно Ессеям, требовали воздержания от некоторых родов пищи и питья. (//Мухин// стр. 194) - //Какого-нибудь// - точнее: "части праздников" (εν μέρει). Лжеучители, очевидно, не имели и возможности соблюдать все праздники иудейские, на которые обыкновенно заграничные Иудеи ходили в Иерусалим на богомолье. Из Колосс ходить было очень далеко. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:02:08#lopuxin_ap|Кол. 2:8]] [<10>]