[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** См. Толкование на [[new:kol:03:02#svt_ioann_zlatoust|Кол. 3:2]] ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** Итак, да научимся тому, что Бог произрастил древо познания добра и зла там же, где и древо жизни. Ты читаешь, что Он взрастил древо жизни εν μέσω τω παραδείσω, то есть в середине рая... Следовательно, в середине рая была и жизнь, и причина смерти. Пойми, что не человек создал жизнь, но он мог найти ее через исполнение, или соблюдение, заповедей. А **жизнь**, как говорит апостол, **была сокрыта в Боге со Христом**. Следовательно, человек, образно говоря, был или в тени жизни, ибо наша нынешняя жизнь на земле есть именно тень, или пребывал в некоем залоге жизни, ибо имел в себе дыхание Бога. //**О рае.**// ---- Это [наставление] означает бежать [от мира] и знать, куда устремляешься, освобождаться от века сего, освобождаться от тела, чтобы не прославляться напрасно и не терять головы из-за раздувшегося плотского ума... Но следует бежать так, чтобы умереть для стихий мира сего, сокрыть жизнь в Боге, избегать растления, не касаться похоти, не знать того, что в этом мире. //**О бегстве от мира.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **умросте бo, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе** Вот основания, почему христиане должны вышних искать и горняя мудрствовать, а не земная! Первое то, что умерли; второе то, что имеют живот сокровенный со Христом в Боге. «С той и другой стороны побуждает их не искать здешнего, — и из умертвия, и из жизни. Умерли, говорит, вы тому, что есть долу; почему не должны искать того. Опять жизнь ваша, говорит, горе есть; итак горняя и мудрствуйте. Усиливается Апостол показать, что они пребывают горе и иною живут жизнию, которая в Боге и невидима для очей телесных» (блаженный Феофилакт). **Умросте**, — разумеется, в крещении. Здесь христиане умирают греху, — самоугодию, страстям, тварелюбию, умирают и всем предметам, их удовлетворяющим, — так что все сие должно быть для них как бы не существующим. Какая же стать заниматься сим?! Святой Златоуст говорит: «настоящая жизнь — не наша жизнь. Мы странники и пришельцы. **Умросте бо**, говорит. А кто будет столько безрассуден, чтобы для мертвого и погребенного тела стал покупать рабов, или строить домы, или приготовлять драгоценные одежды? Никто. Посему и мы не должны поступать так. Мы обыкновенно желаем только одного: не быть обнаженными; и будем искать здесь только этого одного. Наш первый человек умер и погребен; не в земле погребен, но в воде; не смерть победила его, но Победитель смерти погреб его. И ничего нет блаженнее сего погребения. О нем радуются все: и Ангелы, и люди, и Господь Ангелов. Для этого погребения не нужно ни одежд, ни гроба и ничего подобного». Не воскрешай же, прибавим от себя, сего, так благопотребно погребенного, своими непотребными помышлениями и заботами о чем-либо самоугодливом, страстном и тварелюбивом. **Сокровенным в Боге живот наш** двояко может разуметься: и потому что он таков по существу своему, и потому что он бывает до времени невидим для других, нередко даже и для самих причастных его. Предыдущая речь требует первой мысли, а последующая второй. Сокровенным в Боге быть животу нашему определено в самом творении. Ибо такова цель наша, чтобы пребывать в живом общении с Богом, нам быть в Боге и Богу в нас,— что собственно и означает сокровенность живота в Боге. В такое общение человек поставлен в самый момент творения чрез вдунутие в лицо его духа от Бога. Грех расторг сие общение и стал средостением между человеком и Богом. Пришел Сын Божий чрез воплощение и разорил сию преграду. Верующие в Него получают отпущение грехов и облекаются силою преодолевать грех, — то и другое чрез сочетание с Господом. Верующие в Него облекаются в Него и бывают един дух с Ним. А Он — едино с Богом Отцом. Вследствие чего и они чрез Него и с Ним вступают опять в единение и общение с Богом, от Коего отпали было, — или, что то же, живот их становится и есть со Христом сокровен в Боге. Такова тайна жизни о Христе Иисусе. Господь изложил сию тайну так: //Аз во Отце Моем, и вы во Мне и Аз в вас// (ср.: [[new:in:14:20|Ин. 14, 20]]). Такова — златая цепь! Господь изъяснил и то, как она связуется: //никто-же приидет ко Отцу токмо Мною// (ср.: [[new:in:14:06|Ин. 14, 6]]), и еще: //никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его. Всяк слышавши от Отца и навык, приидет ко Мне// (ср.: [[new:in:06:44|Ин. 6, 44-45]]). Бог Отец всех влечет к Сыну, а Сын приводит их ко Отцу. И богообщение верующих установляется; живот их делается сокровенным со Христом в Боге. — Святой Павел напоминает о сей тайне христианской жизни в подтверждение того, что христианам следует всегда мудрствовать только о горнем. Умерли, говорит, вы для всего, — и для себя, и для мира, и для всякой твари; нечего вам о всем таком и думать. Ожили вы новою жизнию, — и живот ваш стал сокровен со Христом в Боге; о Боге и помышляйте, о Божеском и мудрствуйте. Где живот ваш, там следует быть и сердцу вашему, и уму вашему. Но сия жизнь, в Боге чрез Господа Спасителя сокровенная, пребывает сокровенною,— сокрытою, невидимою, — для других. Люди не видят ее: ибо она вся совершается в духе и сердце. //Духовный// хотя, по Апостолу, //востязует вся// (ср.: [[new:1kor:02:15|1 Кор. 2, 15]]), но верно он определяет только, Божий ли кто и, иногда, — на какой кто стоит степени, самого же производства и движения сей жизни, а также значения и силы ее не видит. Не все видит и сам причастившийся сей жизни. Не видит, как она зачалась; ибо Господь говорит: //Дух, идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит, и камо идет: тако всяк рожденный от Духа// (ср.: [[new:in:03:08|Ин. 3, 8]]). Начавшись, жизнь сия зреет тоже неведомо для него, пока не начнут показываться ощутительные действия благодати Святаго Духа. Но и после сего не все он видит и знает: ибо, по Апостолу, у получивших Духа Святаго Дух сей совершает ходатайство о них пред Богом воздыханиями неизглаголанными, а они того и не знают (см.: [[new:rim:08:26|Рим. 8, 26]]). Не знают они и того, чем и как все кончится: //ибо не у явися, что будем// [[new:1in:03:02|(1 Ин. 3, 2)]]. И для Ангелов многое тут сокрыто; ясно для них только общее состояние душ, а не самое существо жизни по Богу в каждом. Только один Бог знает //сущыя своя// [[new:2tim:02:19|(2 Тим. 2, 19)]]. Для всех других откроется сие во второе пришествие Христово, когда, к великому изумлению и невозвратной горести, многие и из тех, кои сами себя считали Божиими и от других были почитаемы такими, узнают, что они не Божии, — ибо услышат: //николиже знах вас// [[new:mf:07:23|(Мф. 7, 23)]]. Сия другая сторона сокровенности, или скрытности и невидимости жизни по Богу, и побудила Апостола прибавить к сказанному (см. след. стих). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** **Ибо вы умерли** для мирского покоя, **и жизнь ваша сокрыта во Христе у Бога**, то есть ваша тайная жизнь сокрыта во Христе. **//Толкование на послание к Колоссянам.//** ===== Блаж. Августин ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** Желание тогда не будет чувствовать в чем-либо недостаток, когда //будет Бог все во всем// [[new:1kor:15:28|(1 Кор 15:28)]]. Такой конец не имеет конца. Никто не умирает там, куда никто не приходит, не умерев для мира сего - не той смертью, отделяющей душу от тела, которой умирают все, но смертью избранных, когда сердце, хотя все еще пребывая в смертной плоти, переносится в горнее. Об этой смерти говорил апостол: **Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге**. И, возможно, поэтому сказано: //сильна, как смерть, любовь// [[old:pp:08:06|(Песн 8:6)]]. Ведь благодаря этой любви происходит так, что, находясь все еще в тленном теле, мы умираем для века сего и жизнь наша **сокрывается со Христом в Боге**, но, вернее, сама эта любовь есть наша смерть для века - и жизнь с Богом. //**Трактат на Евангелие от Иоанна.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** С той и другой стороны побуждает их не искать здешнего, — и из смерти, и из жизни. Умерли, говорит, вы тому, что есть долу; почему и не должно искать этого. Опять жизнь ваша, говорит, горе есть; и так горнее и мудрствуйте. Апостол стремится показать, что они пребывают горе и живут иной жизнью, которая в Боге и невидима для очей телесных. Не является Христос; значит, и жизнь ваша еще не наступила на небе. Посему, к чему искать видимого? Этим он подготовляет их, чтобы перейти тотчас к нравственному учению. Таков обычай у него, — научивши одному, переходит к другому. Так он делает, например; в Послании к Коринфянам: говоря о тех, которые предваряли трапезу, он вдруг перешел к преданию тайн. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Севериан Габальский ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** **Ваша жизнь сокрыта** [сказано потому, что] блаженство вечной жизни явится всем, когда явится слава Христова во втором Его пришествии. **//Фрагменты.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе** Почему земное не может особенно привлекать к себе ум верующего? Потому что он умер для греховной жизни, какою обычно является жизнь земная [[new:rim:06:02|(Рим 6:2)]]. — **И жизнь** — т. е. и ваша истинная жизнь, будущая, к которой вы теперь должны готовиться, пока еще сокрыта со Христом **в Боге** или у Бога. Придет Христос для последнего суда над миром — и тогда откроется эта ваша истинная жизнь, жизнь во славе. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:01#lopuxin_ap|Кол. 3:1]] ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге** Для ранних христиан всеобщее воскресение – именно всеобщее, это – космическое событие, исполнение всего в конце времен, исполнение во Христе. И этого славного исполнения ожидают не только усопшие; его ожидают и живые, и вообще все творение Божие. В этом смысле, по словам апостола Павла, мы (я имею в виду и живых, и умерших) все мертвы – не только те, кто покинул эту жизнь, но и все те, кто умер в воде Крещения и вкусил Христово воскресение в воскресении Крещения. Мы все умерли, говорит апостол Павел, и наша жизнь – не только жизнь усопших, но и жизнь живых, – **«сокрыта со Христом в Боге»**. И я еще раз повторю (потому мы так привыкли уже к этим словам, что воспринимаем их как некую музыку, не думая о ее смысле): жизнь сокрыта со Христом, а Христос – жив, смерть не имеет над Ним власти (ср. [[new:rim:06:09|Рим 6:9]]). Так, живые или мертвые, в этом ли мире, чей образ проходит (ср. [[new:1kor:07:31|1Кор 7:31]]), [...], или покинув его, мы все живы во Христе, ибо мы соединены с Ним и в Нем имеем свою жизнь. **//Литургия смерти и современная культура.//** [<10>]