[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 6-7 **за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними** **"За которые"**, – говорит, – **"гнев Божий грядет на сынов противления"**. Не сказал: "На вас", но: **"на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними".** Для возбуждения в них стыда сказал: **"Когда жили между ними"**; но тут же и похвала, – что ныне они не живут (в них), что это можно сказать только о прежнем. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:05#svt_ioann_zlatoust|Кол. 3:5]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **ихже ради — грядет гнев Божий на сыны противления** //Ихже ради// — чего ради? Ради сказанных страстей и дел,— ради похотной и лихоимательной жизни. Гнев Божий уже не раз обрушивался на повинных в сих страстях и делах. Потоп наведен потому, что все люди тогда стали //плоть// ([[old:gen:06:03|Быт. 6, 3]]). За то же огнь пожрал Содом и Гоморру. Езекия пострадал нечто — за то, что слишком много силы себе придавал по причине больших сокровищ своих. И в притче тот, кому //угобзися нива//, слышит: //душу твою истяжут от тебе// ([[new:lk:12:20|Лк. 12, 20]]),— в эту ночь, потому что думал, будто //живот его есть от имения его// ([[new:lk:12:16|Лк. 12, 16,]] [[new:lk:20:15|20,15]]). Но все такие проявления гнева Божия суть только провозвестники грядущего гнева, о коем напоминает здесь святой Павел, именно гнева, имеющего открыться на страшном суде. Апостол держит мысль нашу на том решительном моменте, как выше словами: //явитеся во славе// ([[new:kol:03:04|Кол. 3, 4]]), — так здесь словами: //грядет гнев Божий// — внушая, что, кто не будет умерщвлять свои страсти, тот не только не явится во славе, а напротив, сретит гнев Божий. Тогда окончательный расчет. И теперь находит гнев Божий; но это временный, исправительный, а тот будет решительный, безвозвратный. Тут та же мысль у Апостола, что в Послании к Римлянам в словах: //открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеков, содержащих истину в неправде// (ср.: [[new:rim:01:18|Рим. 1, 18]]). //Сынами противления// называет Апостол неверующих, как из иудеев, так и из язычников, кои видяще не видят и слышаще не слышат. Что им ни говори и чем ни убеждай, ничто их не берет. Предлагается основательная проповедь: не внемлют. К слову прилагаются знамения, — и это не убеждает. Они как камень, которого не берет никакое орудие. Почему и названы сынами противления, απειθειας, — неубежденности, будто природа их есть — ничем не убеждаться, не хотеть убедиться. Блаженный Феофилакт пишет: «сынами противления называет их, лишая всякого снисхождения и показывая, что они пребывают в страстях не по неведению, но по упорству, εξ απειθειας, — которому так предались, что будто всыновили себя ему, от него прияв отличительные и характеристические себе черты». И страшное нечто наводится на таковых из слов Спасителя,— именно: не слушают, потому что не суть от истины; ибо //всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего// ([[new:in:18:37|Ин. 18, 37]]),—говорит Господь. Не суть от истины, и нет в них истины, как и в том, кто //человекоубийца есть искони// ([[new:in:08:44|Ин. 8, 44]]). Нет в них истины,— и не приемлется ими истина, не вмещается в них, не находя ничего себе сродного в них. Истина Божия ходит на земле и имеет верные о себе свидетельства. Желающий искренно всегда найдет ее. Если есть ненаходящие, то потому, что не ищут; а не ищут потому, что не хотят истины; не хотят потому, что не суть от истины. Но в этом ничего нет рокового: все есть дело свободного произволения. Напоминая колоссянам о гневе грядущем, Апостол побуждение предлагает к умерщвлению страстей. И напоминание о благодеяниях Божиих достаточно к тому, чтоб удерживать от страстей и грехов, но представление гнева Божия сильнее к тому всего (см: святой Златоуст). «Счел нужным Апостол к убеждениям присовокупить и угрозу наказанием» (блаженный Феодорит). Почему так? Может быть, по свойству страстей, от коих удаляться предписывал и кои умерщвлять заповедывал. Страсть похотная и любоимание плохо поддаются действию от воспоминания о благодеяниях Божиих. Пока не в движении сии страсти, действует и это воспоминание; но, когда зашевелились они, ничто так не сильно отрезвит, как живое представление грядущего гнева Божия. И вообще стоять вниманием на суде — самое лучшее место для подвизающегося; но это — исключительно пригодное место, когда страсть похотная в движении. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **за которые гнев Божий грядет на сынов противления** **Ибо ради них грядет гнев Божий** в конце. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **за которые гнев Божий грядет на сынов противления** Гнев будущий и в настоящем веке часто наказывает таких. //Сынами противления// называет их, лишая всякого снисхождения, и показывая, что они пребывают в страстях не по неведению, но по упорству (εξ απείθειας), которому так предались, что будто усыновили себя ему, от него прияв отличительные и характеристические себе черты. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **за которые гнев Божий грядет на сынов противления** См. Толкование на [[new:kol:03:05#lopuxin_ap|Кол. 3:5]] [<10>]