[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-10 **а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** **"А теперь вы отложите все"**. Он всегда говорит и вообще и в частности; это происходит от расположенности: **"Гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу"**. Выразительно говорит: **"Сквернословие уст ваших"**, потому что оно грязнит (уста). **"Совлекшись ветхого человека с делами его облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его"** [[new:kol:01:09|(ст. 9 и 10)]]. Здесь уместно спросить: почему он, назвав члены, и человека и тело, растленною жизнью, опять то же самое называет добродетельною? И, если грехи и человек – одно и то же, то как говорит он: **"С делами его"**? Он сказал однажды о ветхом человеке и показал, что не это человек, но другое, потому что свобода (в человеке) важнее сущности; первая более человек, нежели последняя. Не сущность ввергает в геенну, не она вводит в царство (Божье), но одна свобода. И мы любим, или ненавидим кого-нибудь не за то, что он человек, но за то, что он такой-то человек. Итак, если тело есть сущность, а сущность ни в том, ни в другом случае не подлежит ответственности, то как он тело называет злом? О чем же он говорит: **"с делами"**? О свободе с делами. Ветхим же называет его, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. **"В нового"**, – как бы так говорит: не ожидайте, чтобы и с этим случилось то же; напротив, чем более он живет, тем более приближается не к старости, а к юности, которая лучше прежней. Чем больше он приобретает звания, тем большего удостаивается, и более цветет, и более имеет силы, не от юности только, но и от образа, к которому приближается. Потому-то наилучшая жизнь называется тварью – по образу Христа; это и значит **"по образу Создавшего его"**, так как и Христос умер не в старости, а Он имел тогда такую красоту, что и выразить нельзя. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 8-10 **а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** Подобно тому, как крест претерпела не полнота Божества, но наша немощь, так позднее //Сын покорится Отцу// [[new:1kor:15:28|(1 Кор 15:28)]] в причастности нашей природы, чтобы были укрощены соблазны плоти, и всем для нас и нашего сердца были бы не богатство, не честолюбие, не похоть, но - Бог, если во всем, насколько мы можем вместить, живем по Его образу и подобию. Следовательно, этот дар переходит от частного ко всеобщему, ибо в Своей плоти Он приручил природу всей человеческой плоти. И, таким образом, согласно апостолу, //как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного// [[new:1kor:15:49|(1 Кор 15:49)]]. Ведь это может произойти только через внутреннего человека. Итак, **отложив все**, то есть то, о чем мы читали: **гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших**, - как сказано ниже: **совлечемся ветхого человека с делами его и облечемся в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его**. //**Пять книг о вере.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **ныне же отложите и вы та вся, гнев, ярость, злобу, хуление, срамословие от уст ваших** //Ныне же// — по приятии веры во Христа Спасителя и оставлении язычества. — //Отложите//. Уже отложили: ибо, приступая к купели,— бане пакибытия и нового рождения, — говорили: отрицаюсь сатаны и всех дел его и всего служения его; чем сделано то самое, что теперь заповедует сделать святой Павел словом: //отложите//. Почему это отложите надобно принимать в смысле: //отлагайте//, как прежнее //умертвите// — в смысле: //умерщвляйте//. В намерении хотя решительно отложено уже все, что требуется здесь отложить, и сила благодати на то получена, чтобы держать в силе сие отложение; но случаи к отложению на деле этим не отстранены, равно как и то, что когда встретится такой случай, то он потребует и всего внимания и соответственного напряжения сил. Блаженный Феофилакт пишет: «как же это? Только что сказал: //егда живясте//, — показав тем, что теперь уже не живут так, и вдруг опять говорит: //отложите вся//? Как им отлагать то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное: егда живясте — служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что иногда, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею жизнию вашею и тиранствовал над вами и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог (неотложения), что живете под тиранством греха и страстей: ибо вы им умерли». Чего ради, вооружая нас против похоти, сказал: //умертвите//, а готовя к борьбе с раздражительностию, говорит: //отложите//? Сила заповеди одна и та же как там, так и здесь, именно — сделать естество свое совершенно чистым от страстей, чтоб и следа их не было внутри и они стали вне его, как отсеченный член или как сброшенная одежда. Но борьба с ними неодинакова: с похотию труднее бороться; ибо она представляется имеющею корни в природе нашей; а с раздражительностию легче управляться, ибо она совсем чужда природе нашей, в глубине коей лежит братолюбивая общительность. Борясь с тою, будто себя насилуешь, мучишь, умерщвляешь; а борясь со второю, только чуждое отвергаешь. Стоит только вызвать сознание и чувство общего братства,— и она отпадет. //и вы// Как все христиане, так и вы. Христианин — не христианин, если не держит себя не оскверняемым страстями. Вступив в среду христиан, держите себя и вы далекими от страстей, как прежде, вращаясь среди язычников, жили по одним страстям. Но это само собою разумеется. Не особое ли что хотел внушить святой Павел, сказав: //и вы//? Не то ли этим внушается, что в обращении, когда созидался новый человек и когда образовывались святые решения произволения, действовала преимущественно благодать, а произволение шло вслед его, хотя не насильно, а самоохотно, но ощутительно быв влекомо? После же обращения, когда новый человек с новыми началами жизни совсем создался, жизнь начинает тещи так, что вперед идет паче произволение, благодать же, хотя неотлучно присуща и небезучастна в самых зарождениях движений произволения, идет вслед его, вспомоществуя и укрепляя? По крайней мере нельзя отрицать, что в сем смысле можно сказать: и вы. Не все благодать; трудитесь, напрягайте свои силы и вы сами, чтоб отлагать все страстное. //Та вся// — будто указывает на отвергнутые уже страсти похоти; но вслед за сим, — в объяснение, что такое та вся,— перечисляются страсти раздражительности. Как же это? Может быть, у святого Апостола такая мысль: отложите все,— и то, о чем сказано уже, и то, что прискажется вслед за сим, — все, как вы жили и чем водились, когда были в язычестве, по обычаю всех язычников. Греческое: //τα παντα//, — всё,— дает мысль об определенном предмете отложения, который есть страсти, все вообще, как похоти, так и раздражительности. Как первые уже означены, то оставалось указать лишь на последние. //Гнев, ярость, злобу// — указывают степени возрастания раздражительности: //гнев// — первое движение раздражения, неудовольствие, негодование, огорчение, зарождение серчания, — что все держится в пределах кажущегося благоразумия и скрывается, хотя не всегда удачно. //Ярость// — вспышка гнева, не удержанного в пределах и обнаруживаемого словом и делом. Но оба эти — гнев и ярость — проходчивы. Бывает, однако ж, что огорчение глубоко засядет в сердце и, оставаясь там, строит ковы и всякие способы к отмщению, замышляет сделать зло — злится. Экумений так различает //гнев и ярость//. «Гнев есть вспышка или огорчительное возгорение страсти раздражительной; а //ярость// есть вследствие глубокого огорчения неудержимое стремление отплатить сейчас обидевшим, — душа жаждет отмщения. Надобно знать, что обоими этими движениями многократно грешат люди, или неудержимо тотчас устремляясь на оскорбивших, или с терпением выжидая случая отмстить и строя на то ковы (последнее есть злоба). Всего этого нам, наученным смиренномудрию, надлежит избегать». Злобу же так отличает блаженный Феофилакт: «злобою называет Апостол злопамятство, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отмстить». //Хуление и срамословие// обнаруживают в слове сердечное раздражение. //Хуление//, //βλασφημια//, — в отношении к Богу — богохульство, а в отношении к людям — злоречие, всякая укорная речь, брань, осрамление кого словом, и бывалое обнаруживая с прикрасою и кривотолкованием, и небывалое взводя по кажущимся случайностям. Здесь разумеется последнее. «Это о бранчивых речах говорит Апостол» (блаженный Феофилакт). //Срамословие// — срамные слова, брань непристойными словами, от которых вышедший из себя не удерживается. //От уст ваших// отложите хуление и срамословие. То и другое «оскверняет уста, созданные для того, чтобы славословить Бога» (Экумений). Уста ваши «освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием сии уста, приемлющие Христа Господа». //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== Ст. 8-9 **а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** Теперь же отложите вы ветхое человечество с делами его. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **а теперь вы отложите все** Как же это? Только что сказал: //некогда обращались//, показав тем, что уже не живут так, и вдруг опять говорит: отложите все! Как им отложить то, чего уже не имеют? На это можно ответить, что сказанное - //некогда обращались// - служит к уразумению того, что теперь говорится. Ибо этим внушается, что //некогда//, то есть прежде крещения, властвовал в вас грех, обладал всею вашею жизнью и тиранствовал над вами, и свобода от страстей для вас была невозможна; ныне же, когда чрез крещение грех в вас умерщвлен, для вас стало удобным отлагать страсти, как одежду. И нельзя вам выставлять в предлог, что живете под властью греха и страстей: ибо вы умерли для них. **гнев, ярость, злобу** Злобой называет злопамятство, которое некоторые называли огорчением, когда кто держит в себе злобу на другого, как бы отомстить. **злоречие** Это о бранчивых речах говорит апостол. **сквернословие уст ваших** Выразительно сказал: //уст ваших//, ибо уста ваши освящены приобщением тела Господня. Потому крайне неуместно вам осквернять злоречием и сквернословием уста, приемлющие Христа Господа. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **а теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших** //Отложите// - как негодную грязную одежду. - //Гнев, ярость// - см. [[new:ef:04:31|Еф 4:31]]. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:03:01#lopuxin_ap|Кол. 3:1]] [<10>]