[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** См. Толкование на [[new:kol:03:08#svt_ioann_zlatoust|Кол. 3:8]] ===== Свт. Василий Великий ===== Ст.9-10,12 **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его... итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение** Ничего не ищи в наружном злате или в телесном украшении, но представь себе одеяние, достойное украшать созданного по образу Творца, как говорит апостол: **совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его**. И кто облекся **в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение**, тот облечен внутренне, украшен по внутреннему человеку. //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== Ст.9-10 **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** Мы говорим, что душа человеческая есть душа истинная и совершенная, дающая познавать себя всякой деятельностью. Если же что иное причастно жизни, то называем это одушевленным по привычке выражаться неточно, не потому, что в этом есть совершенная душа, но потому, что заметны некоторые части душевной деятельности... Поэтому-то и Павел, советуя желающим слушать достигать совершенства, предлагает и способ, как получить желаемое, говоря, что подобает совлечься **ветхого человека** и облечься **в нового, который обновляется... по образу Создавшего его**. Но да возвратимся и все к той же боговидной благодати, в которой в начале сотворил Бог человека, сказав: //сотворим по образу нашему и по подобию Нашему// [[old:gen:01:26|(Быт 1:26)]]. **//Об устроении человека.//** ===== Свт. Кирилл Иерусалимский ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** Итак, не медля по входе вашем [в церковь], вы сложили с себя ризу, и сие значило: **совлекшись ветхого человекам с делами его**. По сложении ризы вы были наги, подражая и в оном Христу, на кресте обнаженному, через обнажение это //отнявшему силы у начальств и властей// и с дерзновением на кресте //восторжествовавшему над ними// ([[new:kol:02:14|Кол 2:14]] - [[new:kol:02:15|15]]). //**Поучения тайноводственные.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** См. Толкование на [[new:kol:03:08#svt_amvrosij_mediolanskij|Кол. 3:8]] ===== Свт. Тихон Задонский ===== Ст. 9-10 **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** В человеке, христианскую веру воспринявшем и святым крещением обновленном, двоякий человек, но противный себе, должен быть: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные, с нами родившиеся и ко греху нас склоняющие, как-то: нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, славолюбие и прочее. Новый же есть вера живая с плодами своими, подвизающаяся против ветхого человека, в страстях и похотях тлеющего, и этого подвига от всякого христианина вера христианская требует. И в ком такого подвига нет, в том только один ветхий человек имеется, следовательно, и веры нет, которая обновляет человека и подвизается против греха. Если же хотим Христу последовать, должно нам от ветхого человека, то есть гордости, сребролюбия, славолюбия, сладострастия, гнева, злобы, мщения и прочего отречься и возлюбить и последовать смирению, терпению, кротости и любви Христовой. Ветхий наш человек ужасается бесчестия, поношения, поругания, уз, темницы, ссылки, изгнания. Но, когда Христовыми быть, Христу последовать, не должно нам в том ветхого человека слушать, но ради Христа бесчестие и прочее противное, нам приключающееся, презирать, взирая на Него, как Он ради нас не устыдился быть поруганным и прочие страсти претерпеть. Ветхий наш человек ужасается смерти, но и в том вера наша нас да укрепит, и жизни нашей не щадит, где нужда есть, Христа ради, Который //«положил за нас душу Свою»// [[new:1in:03:16|(1Ин.3:16)]]. Он нам предшел смирением, терпением, кротостью, злостраданием и показал путь от земли на небо. Поэтому должно на Него взирать, за Ним идти, и тем путем за Ним следовать, и от ветхого человека, который нас от того пути отвлекает, отрицаясь и оставляя позади, последовать Начальнику веры и Совершителю [[new:evr:12:02|(Евр.12:2)]]. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **не лжите друг на друга, совлекшеся ветхаго человека с деяньми его** Первое: //не лжите// — есть продолжение указания того, что должно отложить; а второе: //совлекшеся// — вместе с тем, что говорится в следующем стихе, представляет побуждение к исполнению предложенных заповедей. //Не лжите друг на друга//, εις αλληλους, — понимать можно: друг перед другом, не говорите лжи друг другу; подобно тому, как в Послании к Ефесеям: //отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему// ([[new:ef:04:25|Еф. 4, 25]]), где сия заповедь выводится, как и здесь, из совлечения ветхого и облечения в нового человека. Блаженный Феофилакт пишет: «вы облеклись во Христа, рекшего: //Аз есмь истина// ([[new:in:14:06|Ин. 14, 6]]). Как же теперь облачать вам себя другою формою (одежды), формою лжи? Тогда явно будет, что вы скидаете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертою истины». — Но можно и так: не говорите лжи друг на друга, не возводите ложных обвинений, не клевещите друг на друга, как у апостола Иакова: //не оклеветайте друг друга// ([[new:iak:04:11|Иак. 4, 11]]). Последнее ближе к течению речи; потому что Апостол здесь запрещает чувства и дела, порождаемые раздражительностию и взаимною неприязнию, в числе которых клевета не последнее занимает место. Перечислив, что следует отложить, Апостол предлагает теперь побуждения к тому. Первое есть: //совлекшеся ветхаго человека с деяньми его//. Все это дела ветхого человека, которого вы совлеклись. Потому вам не следует касаться ничего такого. «Ветхим человеком называет развращенное произволение, выражающееся и в соответственных ему делах» (блаженный Феофилакт). «Ветхим же называет его, желая показать его срамоту, безобразие и немощность» (святой Златоуст). «Это жизнь во грехах, одряхлевшая, растлившаяся, истощенная, прежде и обновления в крещении верою во Христа Господа» (Экумений). Человек, каким он стал по падении, есть ветхий человек. В нем качествует самоугодие, заставляющее его все усилия употреблять на устроение земного благобытия, в чувственных удовольствиях полагаемого, все прочее обращая в средства к сему. Вследствие сего прямые страсти его суть страсти похоти, о коих выше поминал Апостол. Страсти же раздражительности привходят будто совне или условливаются внешними случайностями. Живут вместе люди с характером ветхого человека, и каждый свое только благобытие устроить желает и ищет. Почему неизбежны столкновения, от коих раздражение и все порождаемые им страсти и дела неприязни между людьми. Основа их лежит в самости; но пробуждение, обнаружение, и разноображение, и устарение зависит от внешних столкновений. Не будь этого, ветхий человек только бы самоугодничал, валяясь в похотях и живя по своей воле без всяких раздражений. Но как же Апостол совлечение ветхого человека, то есть отвержение самоугодия, выставляет в побуждение к отложению не прямых страстей самоугодия, а случайных? Тут нет ничего несообразного. Ибо после того, как самость и самоугодие с обращением ко Христу отвергнуты и отвержение сие закреплено и облечено силою в таинствах, отвергнуты вместе с тем все страсти, как те, кои прямо порождаются самоугодием, то есть страсти похоти, так и те, кои порождаются из самости вследствие случайных столкновений и сопротивлений, то есть страсти раздражительности. Почему из совлечения ветхого человека прямо следует, что для христиан обязательно отлагать и эти страсти, и с делами, в каких они выражаются. Принимая, однако ж, это в соображение, можем признать, что Апостол продолжает здесь изложение побуждений к удалению от страстей, начатое выше (см. [[new:kol:03:06|стихи 6]] — [[new:kol:03:07|7]]) и будто не конченное. Там сказал: //в нихже и вы ходисте иногда// ([[new:kol:03:07|3, 7]]), то есть в делах и страстях похоти, когда жили по духу ветхого человека. Здесь, по перечислении дел и страстей раздражения, прилагает: //совлекшеся ветхаго человека//. Ходили в тех страстях похоти, но теперь перестали ходить. Почему? Потому что совлеклись ветхого человека, из которого они прямо рождались. Таким образом, это побуждение — //совлекшеся//, как и следующее — //облекшеся// ([[new:kol:03:10|3, 10]]), направленное прямо против страстей раздражения, состоя в связи с прежними, направленными против страстей похоти, направляется и против сих последних, как и само существо дела совлечения ветхого человека того требует. Отсюда следует заключить, что, наоборот, и прежде указанные побуждения против страстей похоти (см. [[new:kol:03:06|стихи 6]] — [[new:kol:03:07|7]]) идут так же против страстей раздражения, кои здесь прямо имеются в виду. Что же есть в сих побуждениях преимущественно направляемое против тех или других страстей? Против страстей похоти преимущественно идет: //грядет гнев Божий// ([[new:kol:03:06|3, 6]]),— как уже замечено в своем месте; а против страстей раздражения: //по образу Создавшаго// ([[new:kol:03:10|3, 10]]), — как объяснено будет сейчас. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** См. Толкование на [[new:kol:03:08#prepodobnyj_efrem_sirin|Кол. 3:8]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** Когда Апостол говорит: **совлекитесь «ветхаго человека»**, тогда разумеет человека совершенного, у которого соответствуют очам свои очи, голове — своя голова, ушам — свои уши, рукам — свои руки, и ногам — свои ноги. Ибо лукавый осквернил и увлек к себе всего человека, душу и тело, и облек человека в человека ветхого, оскверненного, нечистого, богоборного, непокорного Божию закону, — в самый грех, чтобы не смотрел уже, как желательно человеку, но и видел лукаво, и слышал лукаво, и ноги его поспешали на злодеяние, и руки делали беззаконие, и сердце замышляло лукавое. Поэтому, будем и мы умолять Бога, чтобы совлек с нас ветхого человека; потому что один Бог может отъять от нас грех. Крепче нас те, которые пленили нас и держат в царстве своем; но Бог дал обетование — избавить нас от рабства сего. Когда светит солнце, и дует какой-нибудь ветер; и у солнца — свое тело и своя природа, и у ветра — своя же природа и свое тело, и никто не может отделить ветер от солнца, если единый Бог не прекратит ветра, чтобы не дул он более. Так и грех примешался к душе; но и у греха, и у души — своя особенная природа. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 2.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== Ст.9-10 **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его** Блаженный Павел, когда узнал об учениках, которые пренебрегали заповедями и не препобедили страстей, но вожделевали блаженства в созерцании тайн, возможном по очищении, сказал им: **совлекитесь** сначала **ветхого человека** страстей и тогда вожделевайте **облечься в человека нового, обновляемого познанием тайн** по подобию Творца и не вожделевайте того моего и прочих апостолов видения, действенно совершенного благодатью. //**Слова подвижнические.**// ===== Блаж. Августин ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** См. Толкование на [[new:kol:03:01#blazh_avgustin|Кол. 3:1]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Не говорите лжи друг другу** Вы облеклись во Христа, сказавшего: //Я есмь истина// ([[new:in:14:06|Ин. 14:6]]). Как же теперь облачать вам себя другой формой одежды, формой лжи? Тогда явно будет, что вы скидываете ту форму (как бы форменную одежду), которая характеризует вас чертой истины. **Совлекшись ветхого человека с делами его** Почему он, назвав члены, тело и человека, растленной жизнью, опять то же самое называет добродетельным? Чтобы показать, что свобода в человеке важнее сущности, что мы называемся скорее по ней, а не по сущности. Ибо Писание называет лошадьми, собаками и лисицами тех, которые по своей воле уподобились этого рода животным. И в геенну или Царствие Божие вводит нас свобода, а не сущность. Итак, ветхим человеком называет развращенное произволение. Посему и добавил:// с делами//, разумея свободу и ее дела. Назвал ветхим, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. Смотри, как он составил члены ветхого человека: мысль его состоит из лжи, сердце - из ярости, уста - из лжи и злословия, глаза и прикрытые члены - из блуда, печень - из худого пожелания, руки - из любостяжания. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его** //Не говорите лжи// - см. [[new:ef:04:25|Еф 4:25]]. - //Совлекшись//... См. [[new:ef:04:22|Еф 4:22]]. См. также Толкование на [[new:kol:03:01#lopuxin_ap|Кол. 3:1]] [<10>]