[<10>] ====== Толкования на Кол. 3:23 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 23-25 **и всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия** **"И все, что делаете"**, – говорит, – **"делайте от души, как для Господа, а не для людей"**. Этим хочет избавить их не только от притворства, но и от лености. Если они не имеют нужды в надзоре со стороны господ, то через это он делает их вместо рабов свободными. **"от души"** – значит с благорасположением, не с рабской необходимостью, а свободно и добровольно. И какая награда? **"Зная"**, – говорит, – **"что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу"**, следовательно от Него получите и награду. А что Господу работаете, видно из следующего: **"А кто неправо поступит"**, – говорит, – **"тот получит по своей неправде"**. Здесь (Павел) подтверждает сказанное прежде: чтобы слова его не показались лестью, говорит: **"Тот получит по своей неправде"**, то есть, получит наказание, потому что у Бога нет лицеприятия. Что, если ты и раб? Не стыдись. Однако ж это следовало сказать господам, как и в послании к ефесянам; но здесь под именем господ, мне кажется, разумеются язычники. Что, если он – язычник, а ты христианин? Испытываются не лица, а дела, – так что и в этом случае должно работать с благорасположением и от души. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком** Что могло особенно смущать рабов-христиан, это — что они дали обязательство работать Господу, а тут на руках неизбежная работа человекам, и опять — они все цели свои перенесли с Господом от временного к вечному, а тут работа вся обращена на временное, преходящее и тленное. Апостол устраняет эти оба, естественно возможные, смутительные помышления: первое — в настоящем стихе, а второе — в следующем. Работая господам, не думайте, что работаете человекам, а Господу, и это — какого бы предмета ни касалась ваша работа. Почему все, что ни приходится вам делать, делайте от души, как Господу, Коему посвящена вся жизнь ваша Апостол не объясняет, как дойти до убеждения, что даже исполнение, например, такого приказания: сбегай туда-то, принеси то-то — есть делание для Господа; но прописывает закон: так делай, как для Господа. Подразумевается не только то, что тогда делаемое тобою будет и принято таким от Господа, но что оно и в существе таково. До убеждения в том и другом можно дойти, в первом — тем, что цена, сила и значение такого рода дел определяется чрез то, с какою душою и в каком смысле они творятся, а во втором — возношением ума к промыслительным Божиим определениям участи каждого, по коим все существенное в сей участи запечатлевается волею Божиею, так что верность тому есть верность Богу и служение в том — служение Ему. Но Апостол не входит в сии разъяснения, а пишет закон: все делай от души, как //Господу, а не человекам//. И будешь верно исполнять данный тобою в крещении обет: Господу вседушно быть предану и Ему единому угождать. Можно подумать, что сила мысли Апостола лежит на: //от души//,— а не на: //яко Господу//. Но в духе христианина оба эти момента дела неразлучны. Не может он действовать от души иначе, как действуя для Господа ибо душа его Ему предана. Впрочем, и то вероятно, что Апостол хотел поруководить их к тому, как им, оставаясь рабами и в рабской работе, быть свободно-действующими. В таком случае сила мысли будет в: //от души//, — а — //яко Господу// — ее основа и опора. Работая от души, вы будете работать не как рабы, по необходимости и принуждению, а как свободные по своей воле. Святой Златоуст говорит: «чрез это Апостол делает их, вместо рабов, свободными. Ибо //от души// — значит с благорасположением, не с рабскою необходимостию, а с свободою и самоохотным произволением». //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков** Мы живем в мире не отдельно, а обществом: так или иначе соприкасаемся с жизнью других людей. Конечно, нам приятно сделать добро людям добрым, хорошим... А от людей злых, сварливых, капризных мы стараемся как-либо уйти, и если делаем им услугу, то с раздражением и даже злобою. Так поступают язычники, которые любят любящих их [[new:mf:05:46|(Мф. 5:46)]]. Христианин должен делать добро всякому, кто бы он ни был и каков бы он ни был, потому что все люди – дети Отца Небесного и каждое создание Божие достойно нашего сострадания и любви. И служим мы всякому ради Бога и как для Самого Господа, т.е. – усердно, искренно, с любовью... //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков** Желает, чтобы они были свободны не только от притворства, но и беспечности. Или лучше, вместо рабов делает их свободными, если они не имеют нужды в надзоре со стороны господ. Выражение //от души// значит делать с благорасположением, не с рабской необходимостью, а свободно и добровольно. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков** См. Толкование на [[new:kol:03:22#lopuxin_ap|Кол. 3:22]] [<10>]