[<10>] ====== Толкования на Кол. 4:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 1-2 **господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением** **"Господа, оказывайте рабам должное и справедливое"**. А что такое правда, что – уравнение? Доставлять им все в изобилии и не допускать, чтобы они в чем-либо нуждались, но вознаграждать их за труды, так как, если я сказал, что они от Бога получат награду, то из этого не следует, чтобы ты лишал их мзды. И в другом месте сказал: //"Умеряя строгость"// [[new:ef:06:09|(Еф. 6:9)]], – желая сделать более кроткими, так как те были совершенны. То есть: //"Какой мерой мерите, такой и вам будут мерить"// [[new:mf:07:02|(Мф. 7:2)]]. Да и слова: //"нет лицеприятия"// – к ним же относятся, приложены же они к тем, чтобы они приняли это, так как когда касающееся одного мы говорим другому, тогда исправляем не столько его, сколько виновного. **"И вы"** с ними, говорит. Здесь рабство делает он общим. **"Зная"**, – говорит, – **"что и вы имеете Господа на небесах. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением"**. Так как пребывание в молитвах часто бывает причиной нерадения, то и говорит – **"бодрствуя"**, то есть трезвясь, а не вертясь туда и сюда. Дьявол знает, хорошо знает, какое великое благо – молитва, и потому тяжело налегает (на молящегося). Знает и Павел, насколько беспечны многие молящиеся, и потому говорит: **"Будьте постоянны в молитве"**, как в деле трудном, **"бодрствуя в ней с благодарением"**. Это, говорит, пусть будет вашим делом – в молитвах благодарить и за явное и за неявное, и за те блага, которые (Бог) совершил для вас по вашему желанию, и за те, которые дарованы вам против желания, и за царство, и за геенну, и за скорбь, и за облегчение ее. Так обыкновенно молятся святые и благодарят за общие благодеяния. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех** Образ действования господ в отношении к рабам определяет Апостол словами: //правду и уравнение подавайте.// — //Уравнение// не означает того, чтоб господа нисходили до уровня рабов или их поднимали до уровня с собою; не означает и того, чтоб одинаково относиться ко всем рабам; но обязывает господ действовать в отношении к рабам в уровень с их состоянием, яко рабов, и с их работою и трудами. Слово это однозначительно с справедливостию. «//Уравнением// назвал Апостол, пишет блаженный Феодорит, не равночестность, но надлежащее попечение, каким и слугам надлежит пользоваться от господ». «Что есть правда? Что — уравнение?» — спрашивает святой Златоуст и отвечает: одно и то же, именно: «доставлять рабам все в достаточном количестве и не допускать, чтоб они с нуждами своими обращались к другим, но вознаграждать их за труды. Не следует тебе, поелику я сказал, что они от Бога имеют награду, думать, что тебе позволительно лишать их того, что должно идти на них от тебя» (то же и блаженный Феофилакт). В поощрение к такому действованию для господ Апостол выставляет то, что и они имеют Господа на небесах, — подразумевается, — и праведного мздовоздаятеля. Позволяют себе неправости господа в отношении к рабам наиболее по ложному чувству полной своей независимости: кто мне указ? и действуют безуказно. Апостол подсекает их смелость, уверяя, что они не независимы, имеют и сами Господа, пред Коим ответны и Который потребует от них отчета в делах (как они требуют его от слуг,— в их делах), между прочим, и в отношении к рабам. Так вы с рабами, по отчетности и зависимости, равны. «И вы, говорит, то есть и вы с ними. Здесь рабство Апостол делает общим» (святой Златоуст). «Почему вам следует относиться к ним, как к сорабам. Как они вас, так и вы имеете Господа. Итак, //в нюже меру мерите, возмерится вам// ([[new:mf:07:02|Мф. 7, 2]])» (блаженный Феофилакт). **//Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.//** ===== Блаж. Феодорит Кирский ===== **господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах** См. Толкование на [[new:kol:03:22#blazh_feodorit_kirskij|Кол. 3:22]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **господа, оказывайте рабам должное и справедливое** Что значит должное? Значит вознаграждать их за труды, доставлять все в изобилии и не допускать, чтобы они нуждались в посторонней помощи. Не следует тебе, после того как слышал, что они имеют награду от Бога, лишать их со своей стороны того, что они должны иметь от тебя. **зная, что и вы имеете Господа на небесах** Как они вас, так и вы имеете Господа. Итак, //какою мерою мерите// вашим рабам, //такою и вам будут мерить// от Господа вашего ([[new:mf:07:02|Мф. 7:2]]). Или, знайте, что вместе с ними и вы имеете Господа, так что должны относиться к ним, как к сорабам. Апостол, таким образом, делает здесь рабство общим. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Амвросиаст ===== **господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах** А чтобы временные господа не возносились надменностью, мечтая о себе из-за господства [над другими], Павел укрощает и смиряет их души, чтобы, по здравом размышлении о человеческом роде, они поняли, что Бог создал не рабов и свободных, но всех - изначально свободными. Но по беззаконию мира произошло так, что когда один вторгался в пределы другого, то уводил свободных как пленников. //**На Послание к Колоссянам.**// ===== Лопухин А.П. ===== **господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах** См. [[new:ef:06:09|Еф 6:9.]] Ст. 1-6 **Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах. Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому** Преподав наставление господам (1), Ап. преподает некоторые наставления о молитве и, в частности, просит молитв о себе (2-4), а потом научает, как читатели должны относиться к нехристианам (5-6). //**Толковая Библия.**// [<10>]