[<10>] ====== Толкования на Кол. 4:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 3-4 **молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать** **"Молитесь также и о нас"**. Смотри, каково смиренномудрие: себя полагает после их. **"Чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову"**. (Молитву) называет входом и основанием дерзновения. О, такой подвижник не сказал: да избавлюсь от уз, но, находясь в узах, просил других, и просил о деле великом, чтобы получить дерзновение! Здесь две великие вещи: качество лица, и качество дела. О, какое достоинство! **"Тайну"**, – говорит, – **"Христову"**, показывая, что для него нет ничего желательнее проповеди о ней. **"за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать"**. С великим, говорит, дерзновением и ничего не умалчивая. Видишь ли, узы проявляют его, а не скрывают. С великим, говорит, дерзновением. Скажи мне: ты связан и просишь других? Да, говорит; но узы дают мне большее дерзновение, и я требую только Божьей помощи, – потому что слышал слово Христово: //"Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать"// [[new:mf:10:19|(Мф. 10:19)]]. И смотри, как иносказательно говорит: **"Чтобы Бог отверз нам дверь для слова"**. Смотри, как он чужд надменности, как смиренно провещевает в узах, чтобы, то есть, смягчить сердца их. И сказал так не для себя, – так смиренномудренно выразился, чтобы внушить дерзновение нам; он просит себе того, что уже имел. Называя в этом послании (ветхий завет) тенью, он этим самым показывает, почему Христос пришел не тогда: //"Тело – во Христе"// [[new:kol:02:17|(Кол. 2:17)]], говорит он, так что к тени надлежало привыкнуть. вместе с этим он обнаруживает и величайшее доказательство любви своей к ним. Чтобы вы, говорит, слышали о моих узах. Опять поставляет на вид узы, которые я очень люблю, которые возбуждают мое сердце и всегда приводят к желанию видеть Павла связанным и в узах пишущим, проповедующим, крещающим, оглашающим. Ему связанному доносилось о всех Церквях, и он связанный назидал тысячи (христиан). Тогда скорее был он отрешен (от уз). Слушай, что он говорит: //"И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божье"// [[new:fil:01:14|(Фил. 1:14)]]. Он же опять свидетельствует об этом, говоря: //"Когда я немощен, тогда силен"// [[new:2kor:12:10|(2 Кор. 12:10)]]. Потому и сказал: //"Но для слова Божья нет уз"// [[new:2tim:02:09|(2 Тим. 2:9)]]. Он был в узах с злодеями, с заключенными, с человекоубийцами, был связан учитель вселенной, всходивший на третье небо, слышавший глаголы неизреченные. Но тогда бег его был тем быстрее. Связанный тогда был разрешен, а несвязанный – связан; тот, что хотел, делал, а этот и ему не помешал и собственного намерения не исполнил. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **молящеся и о нас вкупе, да Бог отверзет нам двери слова, проглаголати тайну Христову, еяже ради и связан есмь** //Молящеся и о нас// — вместе с другими предметами молитвы, как-то: о духовном просвещении, о преумножении благодати, о постоянстве в добре, о мире, благоденствии и прочем, молитесь //и// о //нас//. О ком — о нас? Полагают, что Апостол разумел при сем не себя только, но и Тимофея и даже Епафраса; но как тотчас же он начинает говорить о своем только лице, то лучше положить, что, говоря: //нас// и //нам//,— Апостол разумел себя одного. Говоря: //и о нас вкупе//, — не то внушает, что молитва о нем, устроителе просвещения их верою, есть придаток к молитве, оставляемый на произвол, который потому можно и пропускать; но напоминает им о долге всегда молиться о породившем их словом истины для жизни по Богу. Мысль его такая: смотрите, не забывайте молиться и о нас. Этим он утверждает долг духовных чад молиться о духовных отцах своих. Но, приглашая их молиться о себе, Апостол не слово приличия употребляет и не одно смирение свое обнаруживает, а выражает уверенность, что их молитва сильна пред Богом и яко верующих, и тем паче яко молящихся общею молитвою. Такие обетования Сам Господь дал молитве верующих: //вся елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете// (ср.: [[new:mf:21:22|Мф. 21, 22]]). //Аще будете во Мне, и глаголы Мои в вас пребудут, егоже аще хощете, просите, и будет вам// (ср.: [[new:in:15:07|Ин. 15, 7]]). //Вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете: и будет вам// ([[new:mk:11:24|Мк. 11, 24]]). //Аминь глаголю вам: яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на Небесех. Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмъ посреде их// (ср.: [[new:mf:18:19|Мф. 18, 19 —]] [[new:mf:18:20|20]]). Таким преимуществом наделяется всякий верующий, и тем паче облекается им общество верующих, к коему обращается здесь святой Павел. Этим словом он утверждает силу общецерковной молитвы, доставляя вместе с тем и немалое утешение колоссянам, приводя им на мысль, что они не заделены и этим преимуществом верующих в Господа. Блаженный Феофилакт пишет: «просит их молиться о себе, не только смиренномудрствуя, но и показывая силу братской молитвы. И Он имел нужду в помощи свыше, каковую в большей мере имела ему доставить молитва братии. Этим же словом Апостол хотел ввести их в труд молитвенный. Ибо, ежели о нем нужна молитва, тем паче — о них самих». Прибавим, что, если он чувствовал нужду прибегнуть к общебратской молитве верных, кто осмелится быть столько самонадеян, чтоб мечтал обойтись без помощи братской молитвы, оставаясь с одною своею? Апостол делом выразил здесь долг христиан и молиться друг о друге, и просить друг у друга молитвы Блаженный Феодорит пишет: «Апостол показал обычное смиренномудрие; но учит и нас не полагаться на себя самих, а искать взаимной друг у друга помощи». //Да Бог отверзет нам двери слова.// Отверстие двери для слова означает беспрепятственность проповеди, чтоб никто не мешал и не заграждал уст проповедника. Апостол желает, чтоб они вымолили ему у Господа свободный всюду вход и свободное проповедание слова. Но может быть, этим выразил он желание и того, чтоб слово его всюду получало свободный вход в сердца, да отверзается всюду ухо для слышания и сердце для приятия слова. На такое отверзение двери для слова указывает Апостол, когда говорит об успехе своей проповеди в Троаде Там он предлагал благовестие //двери отверзене бывшей// (ср : [[new:2kor:02:12|2 Кор. 2, 12]]), — что означает: стекалось множество народа и все охотно слушали слово Неверие слышащих вяжет язык проповедающего. Об устранении этой неприятности и просит помолиться Апостол. Иначе как проглаголати тайну Христову? Не потому ли и в Церкви об обращаемых к вере молятся верующие: да огласит их Господь словом истины и откроет Евангелие правды? Открытие здесь разумеется для очей ума и сердца. //Проглаголати тайну Христову//. Не о свободе от уз молиться просит (см: святой Златоуст и другие), но о том, чтоб слово о тайне Христовой шло и шло от него, все гласнее и гласнее, привлекая все большее и большее число слышащих и усердно принимающих слово сие; а в узах ли быть ему при сем или на свободе, об этом он не заботится. Одна у него, не отходящая от сердца забота, — чтоб слово о тайне Христовой распространялось; все прочее не занимает его. Как Послание писано в начале уз в Риме, то можно с уверенностию полагать, что речь его здесь об успехах благовестил среди римлян. Какую //тайну Христову// имеет в мысли Апостол? Не тайну только вообще спасения в воплотившемся Сыне Божием и Боге, но паче тайну призвания языков в духовное наследие великих праотцев и составления из иудеев и язычников единой Церкви Божией, назданной на Господе Спасителе. Он уже поминал об ней выше (см.: [[new:kol:01:26|1, 26]]), называя ее //тайною, сокровенною от век и от родов//. За сию тайну преимущественно и связан святой Павел. В Иерусалиме связали его за то, что разоряет отеческие законы, то есть проповедует свободу от подзаконных уставов и с иудеями на одной линии ставит и язычников. Не будь этого, не было бы и такого яростного ожесточения против него иудеев, не было бы, может быть, и уз сих. Почему, говоря: //еяже ради связан есть//, конечно, он разумел ту тайну, о коей всюду говорит, что она ему вверена, именно: //яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования Божия о Христе Иисусе// (ср.: [[new:ef:03:06|Еф. 3, 6]]). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах** В молитве вспоминайте **вместе и о нас**. Заметь, прошу, смирение Апостола, так как требует от учеников своих, чтобы молились за него, **дабы Бог отверз ему дверь слова - изречь таинство Христово**. Дверь же слова есть или слух внемлющих, или знамения, кои совершались чрез него, так как чрез знамения отверзалась дверь, или чрез слух они склонялись к тому, чтобы следовать учению его, - поелику не за другое что, но именно **ради тайны **Его** я в узах**. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 3-4 **молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать** Отчего же происходит раскол? Когда люди начинают говорить: мы праведники. Когда люди начинают говорить: мы очищаем нечистых, мы оправдываем нечестивых, мы просим, мы вымаливаем. Однако что говорил Иоанн? //А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника// [[new:1in:02:01|(1 Ин 2:1)]]. Но иной скажет: значит, святые не просят за нас? Значит, епископы или наставники не просят за народ? Но обратитесь к Писаниям и увидите, почему и наставники вверяют себя народу. В самом деле, апостол говорит людям: **Молитесь также и о нас**. Молится апостол о народе, молится народ об апостоле. Мы молимся о вас, братья, но и вы молитесь о нас. Пусть все члены молятся друг за друга, а Глава за всех будет ходатайствовать. //**Трактат на Первое послание Иоанна.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **молитесь также и о нас** Смотри, какое смирение; даже сам Павел нуждается в их молитвах. **чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать** То есть чтобы дал мне свободу, но не для того, чтобы я был свободен от уз, а для того, чтобы я сказал тайну Христову, как мне должно сказать, то есть без притворства и уверток. Каким же образом, будучи связан, он умоляет и просит других избавить его от того, что уже имеет? Этим он выражает не только свое смирение, но и показывает силу братской молитвы. И он имел нужду в помощи свыше, которую в большей мере могла ему доставить молитва братии. Этим же словом хотел он ввести их в труд молитвенный. Ибо если о нем нужна молитва, тем более о них самих. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах** См. Толкование на [[new:kol:04:02#lopuxin_ap|Кол. 4:2]] [<10>]