[<10>] ====== Толкования на Кол. 4:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 8-10 **которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши, с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы [о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его]** **"Которого я для того послал к вам"**. Здесь (апостол) показывает сильную любовь, так как по этому побуждению он и послал его и это было причиной его отправления в путь. То же говорил он, когда писал и к фессалоникийцам: //"И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего"// [[new:1sol:03:01|(1 Сол. 3:1,2)]]. Того ж самого и по той же причине он посылает и к ефесянам [[new:ef:06:22|(Еф. 6:22)]]. **"Чтобы он узнал"**, – говорит он, – **"о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши"**. Смотри, что он говорит: не говорит: чтобы узнать вам о моих делах, но – чтобы мне узнать о ваших; и вообще он нигде не выставляет на вид то, что касается собственно его. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях, говоря: **"С Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем"** [[new:kol:04:09|(ст. 9)]]. Это тот Онисим, о котором он говорил в послании к Филимону: //"Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать"// [[new:fm:01:13|(Флм. 13–14)]]. Он присовокупляет нечто и в похвалу городу, чтобы они не только не стыдились, но и ставили себе это в честь: **"Который от вас"**, – говорит он. **"Они расскажут вам о всем здешнем. Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною"** [[new:kol:04:09|(ст. 9, 10)]]. Нет ничего выше такой похвалы. Это тот человек, который был вместе с ним уведен из Иерусалима. (Апостол) сказал более, чем пророки: те называли себя странниками и пришельцами, а он (называет себя) даже пленником, потому что его, как пленника, водили и волочили, и всякий мог наносить ему оскорбления. А лучше сказать – ему было даже хуже (чем пленникам), потому что, когда враги захватят, то прилагают затем большое попечение, заботясь как о своей собственности; а его, как врага и неприятеля, все гнали и преследовали – побоями, мучениями, оскорблениями, клеветами. А для них (его учеников) это служило утешением; когда и учитель находится в подобных же обстоятельствах, то для учеников получается более утешения. **"И Марк, племянник Варнавы"** [[new:kol:04:10|(ст. 10)]]. Он хвалит и этого (Марка) за его родство, так как Варнава был великий муж. **"О котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его"** [[new:kol:04:10|(ст. 10)]]. Что же? Ужели без этого они и не приняли бы его? Конечно (приняли бы); но (апостол) выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что этот человек был великий муж. Но откуда они приняли заповеди, он не говорит. **"С Онисимом"**, – говорит, – **"верным и возлюбленным братом нашим"**. Раба Павел называет братом, – и справедливо, потому что и себя он называет рабом верных. **"И Марк"**, – говорит, – **"племянник Варнавы [о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его]"**. Может быть, они от Варнавы приняли заповеди. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **егоже послах к вам на се истое, да разумеет, яже о вас, и утешит сердца ваша** Извещать другого о себе и желать знать, что с ним, — есть знак живого общения искренней любви и доверия. «Здесь Апостол показывает сильную любовь, по таким именно побуждениям послав к ним Тихика. То же говорит он, когда писал и к солунянам: //темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини и послахом Тимофея, брата нашего// (ср.: [[new:1sol:03:01|1 Сол. 3, 1 —]] [[new:1sol:03:02|2]])» (святой Златоуст). Посредник общения такового — Тихик. Он о мне скажет и, что у вас, разузнает, чтобы сказать потом мне о вас. Надобно, однако ж, думать, что: //да разумеет яже о вас// — имеет в устах Апостола ближайшее отношение к содержанию Послания. Апостол предостерегал от лжеучителей и уговаривал не слушать их. //Да разумеет// — указывает на заботу Апостола, не успели ль посеять плевел те лжеучители и, вместе, послушают ли и в какой мере послушают его увещания колоссяне. Не внешний быт у Апостола главное, а то, как идет дело спасения. Он хотел напрячь их внимание и ревность именно на сей предмет, — чтоб зорко осмотрелись, все ли исправно, и требующее исправления исправили. Всяко плодом послания должно было быть именно это. Амвросиаст пишет: «хотя выше сказал он, что присущ у них духом, но необходимы и не духовные посредники и извещатели. Всякий более заботливым о себе становится, когда видит, что кто-либо пришел к нему именно затем, чтоб посмотреть, как он себя держит; и, сознавая, что есть око, блюдущее дела его, осторожнее бывает. Бог все видит, и мы знаем, что Ему ведомо все наше; но как мы не видим, что Он видит нас, то и делаем противное Ему». //И утешит сердца ваша//. В Послании не видно, чтоб колоссяне терпели что-либо неприятное. Потому утешение, которое имел доставить им Тихик, надо полагать, обещается здесь от верного известия о святом Павле и Епафрасе. Святой Павел не чужд им. Не могло не быть для них прискорбно, что он, истинный их Апостол, обложен узами, и еще более, что в узах отослан так далеко и ничего о нем не известно. Послали они к нему, чтоб быть при нем и служить ему (так блаженный Феодорит), ближайшего своего просветителя Епафраса,— и о нем ничего не известно. С какою радостию должны были они встретить верного о них вестника, не только видевшего их, но и разделявшего с ними участь их! В лице его они принимали самих дорогих отцов своих и не могли не преисполниться великим утешением. И это тем более, что вести принесенные не содержали ничего крайне прискорбного. Узы, сами по себе ужас наводящие, облегчены были для Апостола некоторыми снисхождениями, по коим он мог принимать, кого хотел, и писать, к кому хотел. Впрочем, может быть, и дома у колоссян были, как мог передать Епафрас, какие-либо неприятности, требовавшие утешения, но не так большие, чтоб стоило поминать о них особо в Послании; довольно было наказать о них Тихику. Наши толковники полагают, что колоссяне были под искушением и имели нужду в утешении. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Прп. Ефрем Сирин ===== **которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши** Ибо **для сего я послал его к вам, чтобы**, когда он возвестит вам о великом гонении на нас, сердца ваши имели бы утешение в том, что гонение на вас меньше, чем на нас. //**Толкование на послание к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши** Здесь апостол показывает свою любовь к ним, если и в самом деле для того послал его, чтобы узнать об их делах, а не для того, чтобы известить их о своих; кроме того, и для того, чтобы утешить их. Он указывает также и на то, что они находятся в искушениях и нуждаются в утешении. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши** См. Толкование на [[new:kol:04:07#lopuxin_ap|Кол. 4:7]] [<10>]