[<10>] ====== Толкования на Кол. 4:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою** **"Также Иисус, прозываемый Иустом"**. Может быть, это был коринфянин. Высказавши приличное каждому в отдельности одобрение, (апостол) наконец воздает общую всем хвалу: **"Оба из обрезанных. Они – единственные сотрудники для Царствия Божья, бывшие мне отрадою"**. Смотри, как он выставляет это на вид и ободряет их, чтобы, сказавши – //"заключенный вместе со мною"//, не ослабить духа в слушателях: **"Сотрудники для Царствия Божья"**, – говорит он; таким образом участвующие (с ним) в искушениях участвуют и в царстве (Божьем). **"Бывшие мне отрадою"**. Отсюда видно, что это были великие люди, как скоро они служили утешением для Павла. **"Оба из обрезанных"**. Он укрощает гордость иудеев, а их ободряет тем, что **"оба из обрезанных"** немного, а большая часть (верных) – из язычников. **"Бывшие мне отрадой"**, – говорит. Он показывает, что находится в великих искушениях. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **и Иисус нареченный Иуст, сущий от обрезания, сии едини споспешницы во Царство Божие, иже быша ми утешение** //Иисус, нареченный Иуст.// Святой Златоуст говорит «может быть, это был коринфянин»,— тот, в дом которого святой Павел перешел, после того, как иудеи не хотели слушать его проповеди в синагогах, в Коринфе (см : [[new:act:18:07|Деян. 18, 7]]). Но этот назван //чтущим Бога//, то есть прозелитом иудейским, а здесь поминаемый, вместе с Марком и Аристархом, именуется сущим от обрезания Святитель Димитрий Ростовский (под 4 января), отождествляет его с Иосием или Иосифом Варсавою, //иже наречен бысть Иуст// ([[new:act:01:23|Деян. 1, 23]]), который вместе с Матфеем избран был на место испадшего из числа дванадесятих Иуды, и прилагает, что впоследствии он был епископом в Елевферополе. Память его 30 октября, кроме 4 января, вместе со всеми, кои причитаются к 70 Апостолам. Перечислив этих трех, вероятно особенно почему-либо известных колоссянам, святой Павел в похвалу им вменяет то, что они служили ему утешением. «Вот самая великая похвала — соделаться виновником радости и утешения для Апостола» (блаженный Феодорит и Экумений). «Отсюда видно, что это были великие люди, коль скоро они служили утешением для Павла» (святой Златоуст). Слова: //сии едини// — надо понимать: преимущественно пред другими. Они так много и с такою любовию заботились об утешении святого Павла, что затемняли всех других. Святой Павел, находясь в узах, пользовался многими льготами, как видно; но узы, как узы, не могли не требовать утешения, которое и готовы были доставлять ему все бывшие при нем и знавшие его из сторонних лиц; но помянутые трое больше всех утешали его. //Сии едини споспешницы во Царство Божие//. Не они одни были споспешниками, а из числа споспешников они одни паче других были ему в утешение. //Споспешницы во Царство// — содейственники по делу устроения Царства Божия, или святой Церкви. Что они содейственники в сем деле, поминается придаточно; главное — что они в утешение были. Приложено же и сие, чтоб не думали, что достойны похвалы только за облегчение лишений Апостола, неизбежных в узах. Нет, говорит, — они и по делу устроения Церкви — мои сотрудники. Но не они одни были таковы; у Апостола было много сотрудников. Он умел выбирать способных и, употребляя их в дело Божие, доставлять им венцы. Зачем помянуто: //сущии от обрезания//? Блаженный Феофилакт полагает, что это — в похвалу им: «тогда великим казалось делом — быть из иудеев». Святой же Златоуст говорит: «он укрощает гордость иудеев, а их (колоссян — христиан из язычников) ободряет тем, что сущих от обрезания не много, а большая часть верных — из язычников». А Амвросиаст так рассуждает: «этим одним дает свидетельство; потому что они из обрезанных были ему помощниками, соглашаясь всегда с его мнением и разделяя его убеждения и проповедуя, что обрезываться более не должно; почему называет их соучастниками своими в Царстве Божием (то есть что с ним одинаковую получат награду). Проповедывать, что должно обрезываться и соблюдать субботы и новомесячия, — не духовно, а земляно». Можно и незнанием отозваться, — не сомневаясь, что нужно было святому Павлу помянуть это по тогдашним обстоятельствам, не зная только, почему именно. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **также Иисус, прозываемый Иустом** Может быть, это был коринфянин. **Оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия** Высказав приличное каждому в отдельности одобрение, теперь апостол воздает общую похвалу; ибо тогда великим казалось делом - быть из иудеев. Но, чтобы слушатели не пали духом, так как он напомнил им о плене, то он наконец ободряет их, говоря: //сотрудники для Царствия Божия//. Таким образом, сделавшись участниками плена, они будут участниками и Царства. Святой же Иоанн понимал это место так, что Павел порицает иудеев, говоря: //оба из обрезанных, они единственные//, то есть сущих от обрезания немного, большая же часть верных - из язычников. **бывшие мне отрадою** Апостол показывает, что находится в великих искушениях, и что те великие были люди, коль скоро служили Павлу утешением. И заметь, как тот, кто утешает узника, объявляется вместе с ним участником в Царстве. Поэтому преследуемых за Христа людей должно всячески беречь. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они - единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою** См. Толкование на [[new:kol:04:10#lopuxin_ap|Кол. 4:10]] [<10>]