[<10>] ====== Толкования на Кол. 4:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 12-13 **приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе** И в начале послания (апостол) рекомендует этого человека со стороны любви; а о любви свидетельствует и то, что, в похвалу ему, сказал он сначала: //"Который и известил нас"//, – говорит, – //"о вашей любви в духе"// [[new:kol:01:08|(1:8)]]. О любви также свидетельствует и любовь к нему возбуждает и то еще, что он молится за них. А рекомендует его он с целью споспешествовать его проповеди, – потому что, когда наставник человек почтенный, то это полезно и для учеников, и опять же словами: **"вас"** внушается им то, что они должны гордиться таким человеком, тем, что из них выходят такие люди. **"Всегда"**, – говорит, – **"подвизающийся за вас в молитвах"**. Не просто сказал: который молится, но – **"подвизающийся"**, с трепетом и страхом. **"Чтобы вы пребыли"**, – говорит, – **"совершенны"**. Здесь он в одно и то же время и обличает их, и слегка убеждает, и подает им совет. Ведь возможно и быть совершенным, и не стоять, когда кто знает все, а между тем еще колеблется. Возможно и не быть совершенным и стоять, когда кто знает только часть, а стоит, хоть и нетвердо. Но он желает и того и другого, **"чтобы вы пребыли"** (ίνα στητέ – да станете), говорит, **"совершенны"**. Посмотри, как он снова напомнил им слово об ангелах, и о жизни. **"И исполнены"**, – говорит, – **"всем, что угодно Богу"**. Недостаточно – исполнять лишь волю (Божью). Вполне узнавший (волю Божью) не допустит, чтобы у него была другая воля; иначе он не вполне узнал ее. Большая похвала, – даже больше всякой другой похвалы, – что он об Епафрасе выражается таким образом: **"Приветствует вас раб Иисуса Христа"**. Он называет его еще служителем их, подобно тому, как и самого себя называет служителем Церкви, когда говорит: //"Которой сделался я служителем"// [[new:kol:01:25|(1:25)]]. В это же достоинство он возводит и этого человека: выше он называл его сорабом, здесь – рабом. **"Приветствует вас"**, говорит. Как будто он беседует с матерью и говорит ей: ведь от твоей утробы! Но эта похвала могла породить зависть. Поэтому он рекомендует его не с этой только стороны, а и со стороны того, что относилось уже собственно к ним. И там он устраняет зависть, и здесь. **"Всегда"**, – говорит, – **"подвизающийся за вас"**: не теперь только у нас – чтобы показать себя, и не у вас только – чтобы показать себя вам. Сказав: **"подвизающийся"**; он выразил этим особенное усердие (Епафраса). Затем, чтобы не показалось кому, будто он им льстит, – он присовокупил: **"Что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе"**. Равным образом и слова: **"чтобы вы пребыли совершенны"** также не заключают в себе нисколько лести, а напротив, как нельзя более естественны в устах достопочтенного наставника. **"Исполнены"**, – говорит, – и **"совершенны"**. Первое он дал им (т. е. исполнил их познаниями веры), а последнего (совершенства), по его словам, у них недостает еще. И не сказал: чтобы вы не колебались, но: чтобы стояли. Между тем приветствия, получаемые ими от многих, успокаивали их уверенностью, что о них помнят не только свои люди, из числа их же самих, но и другие. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// ===== Свт. Феофан Затворник ===== **целует вы Епафрас, иже от вас, раб Иисуса Христа, всегда подвизаяйся о вас в молитвах, да будете совершени и исполнени во всякой воли Божией** Святой Златоуст говорит: «и в начале Послания Апостол рекомендовал сего мужа со стороны любви к колоссянам, которую он показал, отнесшись о них с похвалою, //иже и яви, говорит, нам вашу любовь в дусе// ([[new:kol:01:08|1, 8]])». Любовь также показывает и делает самого достойным любви и то, что он молится о них. Выставляет же его таким пред колоссянами Апостол с целию отверзть пространнейшую дверь его учению («чтоб усерднее внимали его учению» [блаженный Феодорит]); потому что когда учитель внимателен и с честию относится к ученикам, то от этого большая польза ученикам («охотнее будут верить словам его» [блаженный Феофилакт]). И опять словами: //иже от вас// — внушается им, что они должны поставлять себе за честь, что имеют такого человека, и утешаться, что из них выходят такие мужи. («Великою для него служит похвалою и то, что он раб Христов» [блаженный Феофилакт].) //Всегда подвизаяйся о вас в молитвах.// Не просто сказал молящийся, но: подвизаяйся в молитвах, — молящийся со страхом и трепетом («с трудом и болезнию сердца» [Экумений], «не в иной только день, но всегда» [блаженный Феофилакт]). О чем молитва? //Да будете совершени и исполнени во всякой воли Божией.// «Здесь он в одно и то же время и обличает их, и слегка увещевает, и подает совет» (святой Златоуст). //Да будете//, ινα στητε,— да стоите. Припоминая побуждение к написанию Послания и цель его,— опасность от лжеучителей и желание предотвратить уклонение вслед их,— надо полагать, что в: //да стоите// — главный предмет молитвы. Епафрас, говорит, указавший мне опасность, в коей находитесь, и побудивший меня в отвращение ее написать вам Послание, подвизается теперь в молитвах о том, чтоб вы стояли,— пребыли твердыми в принятом учении и в усвоенных правилах жизни, не поддаваясь внушениям лжеучителей. //Да стоите// — то же есть, что в других местах: //бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся// ([[new:1kor:16:13|1 Кор. 16, 13]]); //стойте и держите предания// ([[new:2sol:02:15|2 Сол. 2, 15]]); //тверди бывайте, непоступни// ([[new:1kor:15:58|1 Кор. 15, 58]]); не бывайте //младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения// ([[new:ef:04:14|Еф. 4, 14]]). Слова: //совершени и исполнени во всякой воли Божией// — показывают способ, как устоять не колеблясь. Как же? Пребывая совершенными и исполненными во всякой воле Божией. И это предмет молитвы, но как о способе стояния. Да даст вам Бог и хранить полное убеждение в истине всякой открытой вам воли Божией, и неопустительно исполнять ее, или жить по ней, по ней настроивая свои мысли, желания и чувства. Слово: //совершены// — указывает на деятельное хождение в воле Божией, а: //исполнены// — на убеждение, что принятое учение несомненно есть истинное выражение воли Божией. Ныне иные стали читать, вместо: πεπληρωμενοι — исполнени, πεπληροφορημενοι — вполне убеждены. Святой Златоуст совмещает в сем слове: //исполнены// — то и другое: и исполнение, и убеждение. «Не довольно, говорит, творить волю Божию просто, какую-нибудь, или только некую. //Исполненный// волею Божиею не попускает, чтоб в нем была другая какая воля, кроме сей, иначе он обличил бы себя, что не убежден в истине ее». Если //совершены// и //исполнени// не различать, как указания на деятельную и созерцательную сторону в христианстве; то указание на стороны сии можно видеть в слове: во всякой волы Божией; ибо воля Божия обнимает и догмат и заповедь, коим со стороны человека отвечает убеждение и жизнь. Так или иначе, но в словах Апостола надо видеть указание на обе сии стороны. Слова его более указывают на деятельную сторону, а нужды колоссян были паче созерцательного свойства. Почему и надо положить, что он имел в виду сию сторону, говоря так; выразился же так, что будто разумел первую, — потому что деятельная сторона влиянием своим на стояние превышает знательную и даже условливает полное убеждение, долженствующее составлять душу последней. Кто делом пройдет путь, указываемый воплощенным домостроительством, тот в самом сем течении получит живое удостоверение в истине самого сего домостроительства и уже не может быть поколеблен в своем убеждении, как тот, кто оздоровел от известного лекарства, в целительности сего лекарства. Колеблются в истине христианства и потом оставляют его только те, которые не принимались идти путем его и смотрят на него, как на теорию некую,— а оно есть жизнь и дарованием жизни убеждает, что оно — истина. Кто вкусит от него жизни, тот непоколебим в вере, для того и убеждений никаких других не нужно, кроме сей вкушенной жизни. Все они ниже сего. //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу** Великое значение для верующих имеют горячие молитвы друг о друге. По молитвам других Господь сохраняет нас от всякого зла и благословляет успехом наши добрые дела. Силу молитвы добрых верующих христиан испытал и я на себе, грешный. Что сохранило меня в тюрьмах при слабости моего здоровья, в кошмарной тюремной жизни, где ужасный воздух и масса насекомых? Буквально от смерти избавили меня молитвы искренно любящих друзей христиан. Почему так успешна была деятельность пастыря – приснопамятного батюшки отца Иоанна Кронштадтского? От великой благодати Божией и самоотверженной, неустанной деятельности этого яркого светильника православия. Обильную благодать на подвиги отца Иоанна несомненно привлекали горячие молитвы к Богу о его здравии и благопоспешении со стороны многочисленных, глубоко любящих и чтущих его духовных детей и почитателей. На силу молитв верующих надеются также и современные пастыри и святители Церкви; вот почему в храмах, за всяким богослужением возносится моление о Первоиерархе всего Патриархата Российского и о епископе каждой области – именно для того, чтобы они были совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Молись же, возлюбленный, при всяком случае о своих присных, о пастырях, архипастырях и обо всем мире. Это не так трудно для тебя, а польза от этого для всех – неисчислимая. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа** Как в начале послания, так и теперь рекомендует его, чтобы, как любящего их, они любили его со своей стороны, и охотно слушали его, когда он учит чему-нибудь. А что учитель человек почтенный, то это полезно и для учеников, так как охотнее будут верить словам его. Великой похвалой для Епафраса служит и то, что он раб Христов. Итак, ваша слава - он, тем более что вышел из вашей среды. **всегда подвизающийся за вас в молитвах** Не просто сказал: молясь за вас, но с беспокойством и трепетом, - не в иной только день, но всегда. **чтобы вы пребыли совершенны** Слегка упрекает их за несовершенство. Ибо они все еще не тверды и колеблются в учении об ангелах. Ведь возможно быть и совершенным, и не стоять, подобно тому, как если бы кто-нибудь узнал все, но ни в чем твердо не установился. Поэтому он говорит: //чтобы вы пребыли совершенны//, подразумевается, в учении и жизни. **и исполнены всем, что угодно Богу** То есть чтобы вы не исполняли никакой другой воли, кроме воли Божией: ибо это значит быть исполненным и совершенным. Этим показывает и то, что нечто отчасти и сохраняют из проповеданного, а нечто отчасти уже и утратили. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу** См. Толкование на [[new:kol:04:10#lopuxin_ap|Кол. 4:10]] [<10>]