[<10>] ====== Толкования на Кол. 4:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь** Послушай слов Павловых, и ты увидишь, что терпеть огорчения еще не значит быть покинутым. Тебе желательно носить шелковое платье? Вспомни узы Павловы, и все это тебе покажется презреннее самого грязного рубища. Ты хочешь надеть золотые украшения? Приведи на память узы Павловы, и тогда покажется тебе, что все это нисколько не лучше старой веревки... Хочешь подкрасить себя притираниями, румянами и еще чем-нибудь в этом роде? Подумай о его слезах: три года, день и ночь он плакал беспрестанно... Какой источник выпустил из себя столько потоков, сколько эти глаза - слез?.. Но если бы даже кто привел из театра, прямо со сцены, какого-нибудь самого необузданного человека, воспламененного до безумия плотской любовью, и показал ему непорочную девицу в самом цвете лет, которая превосходит своих сверстниц и красотой лица, и стройностью прочих членов, и другими достоинствами, которая имеет взор нежный и томный, слегка углубленный, слегка рассеянный, взор влажный, кроткий, ясный, улыбающийся, полный робкой стыдливости и вместе великой прелести, взор, увенчанный сверху и снизу темными ресницами, - показал бы девицу, что называется, с душою, у которой ясное чело, а ланита под челом с розовым оттенком, которая стройна, точно вытесанная из мрамора, - а потом показал бы мне Павла, - я оставил бы ее и бросился смотреть на него, так как в его глазах сияла бы духовная красота. //**Беседы на послание к Колоссянам.**// См. также Толкование на [[new:kol:04:16#svt_ioann_zlatoust|Кол. 4:16]] ===== Свт. Феофан Затворник ===== **целование моею рукою Павлею. Поминайте моя узы. Благодать со всеми вами. Аминь** //Целование моею рукою Павлею// — обычная приписка, которую святой Павел употреблял для предотвращения покушений составлять подложные под его именем Послания. При всем том она для колоссян могла иметь и значение особой некоей расположенности к ним святого Павла. «Это знак особенной близости и искреннего содружества. Видя его письмена, они ощущали веяние особой расположенности к себе святого Павла и сами особенно располагались к нему и к написанному в Послании» (перифраз святого Златоуста). //Поминайте моя узы.// Не стыдится уз. Они — его украшение и торжество истины. Поминайте, говорит, мои узы и воодушевляйте мужеством и себя таким же образом стоять за истину. «Этого достаточно было, чтоб сделать их готовыми на все и воодушевить к подвигам» (святой Златоуст). «Знать, что Апостол в узах, и непрестанно о том помнить было для колоссян очень возбудительно к перенесению всяких искушений за истину и очень сближало их с Апостолом» (Фотий у Экумения). //Благодать со всеми вами.// Апостол в узах, но благодать не вяжется, а еще обильнее разливается чрез узы. «Посылает им благодать, с помощию коей могли бы они исполнить все, заповеданное в Послании. И для спасения, и для совершения всего спасительного нужна благодать: ибо без благодати что может сделать человек сам?» (Фотий у Экумения). Он как бы обещает им: «когда присуща будет вам благодать, то скорби ли будете иметь или узы терпеть, ничто такое не преодолеет вас» (блаженный Феофилакт). «И то есть дело благодати, — быть связанным и находиться в узах за истину. Послушай, как говорит Лука, что Апостолы возвратились //от лица собора, радующеся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти// (ср.: [[new:act:05:41|Деян. 5, 41]]) Чтоб приять за Христа узы и бесчестие, этого еще надобно сподобиться» (святой Златоуст). «И нам надлежит памятовать всегда сии узы, и от сего памятования приобретать пользу, и молиться о том, чтобы не впасть в искушение; а если будет это с нами, любить Божие домостроительство, и показывать собственное свое мужество, и призывать на помощь благодать Божию Ибо таким образом возможно будет и подвизаться, и победить, и сподобиться похвал о Христе. С Ним подобает слава и великолепие Отцу, со Всесвятым Духом, ныне и всегда и во веки веков! Аминь» (блаженный Феодорит). //**Толкование на послание святого апостола Павла к Колоссянам.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы** Вместо: помните обо мне, находящемся в узах и осужденном. Самое же лучшее утешение для них,- это во всякой скорби помнить о Павле узнике. **благодать со всеми вами. Аминь** Когда присуща будет вам благодать, то скорби ли будете иметь, или узы терпеть, ничто такое не преодолеет вас, так как и быть связанным - есть дело благодати. Ибо Лука говорит: они возвратились из темницы, радуясь, что удостоились принять бесчестие за имя Христово (ср. [[new:act:05:41|Деян. 5:41]]). Видишь ли, что быть обесчещенным значит быть удостоенным? И действительно, это великое достоинство. Итак, да сподобимся и мы, недостойные, удостоиться божественной благодати в скорбях, чтобы, при подкреплении ею нашей немощи, эти скорби послужили нам в пользу, рассеивая мглу наших согрешений, во славу Отца, Сына и Святого Духа. Ему слава во веки веков. Аминь. //**Толкование на послание к Колоссянам святого апостола Павла.**// ===== Лопухин А.П. ===== **приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь** Ап. подписывает своею рукою продиктованное им послание для того, чтобы заверить его подлинность (ср. [[new:2sol:02:02|2 Сол 2:2]]). Он просит помнить его узы, для того чтобы не забывать о нем в своих молитвах. //**Толковая Библия.**// См. также Толкование на [[new:kol:04:07#lopuxin_ap|Кол. 4:7]] [<10>]