[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:3 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 3-4 **Рассудилось и мне... по порядку описать тебе..., чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен** Узнай твердое основание своей веры во Христа. Ведь вера должна быть твоею новою жизнью. Как же ей быть без основания? Как же быть жизни без основания? Благовестие веры преподано в Божественном слове Евангелия. Подклони же свой ум и сердце Господним «глаголам»! И познай, что слушание и чтение Божественного слова – это только начало принятия основания веры. А за ними должно идти усвоение веры. Оно совершается не по обычным законам усвоения человеческих истин. Благовестие веры – //«не в премудрости слова»// [[new:1kor:01:17|(1 Кор. 1:17)]] и //«не в убедительных словах человеческой мудрости»// [[new:1kor:02:04|(1 Кор. 2:4)]]. Вот почему слово о вере не принимается «еллинами», так как //«еллины ищут мудрости»// [[new:1kor:01:22|(1 Кор. 1:22)]], а в проповеди о Христе нет земной мудрости, и для человеческого мудрования она была и остается «юродством» (неразумием) [[new:1kor:01:18|(1 Кор. 1:18)]]. Благовестие веры есть //«премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей»// [[new:1kor:02:07|(1 Кор. 2:7)]]. Премудрость Божию открывает Бог Духом Своим, //«ибо Дух всё проницает, и глубины Божии»// [[new:1kor:02:10|(1 Кор. 2:10)]]. И верующему, чтобы ему открылось основание веры, надо принять //«Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога»// [[new:1kor:02:12|(1 Кор. 2:12)]]. Оставаясь земным и душевным, человек //«не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием»// [[new:1kor:02:14|(1 Кор. 2:14)]]. И у душевного человека остается ослепленным ум и остается покрывало на сердце, когда он читает или слышит Божественное слово [[new:2kor:03:14|(2 Кор. 3:14-15)]]. А вот когда души «обращаются к Господу», а «Господь есть Дух», и души, входя в единение с Господом, принимают от Духа Его, тогда покрывало снимается с сердца их [[new:2kor:03:16|(2 Кор. 3:16-17)]], и они начинают видеть глазами своими и слышать ушами своими (глазами и ушами души), т. е. по наитию Духа в них открываются высшие, духовные стороны, и только ими душа воспринимает от Духа премудрость Божию, тайную и сокровенную. Духовное (что от Духа) духовным востязуется (принимается). И чем больше душа ушла в Дух, тем больше ей открывается то, что от Духа, и она глубже постигает и крепче захватывается сокровенною мудростью Божией. Итак, молись, чтобы покрывало плотяности было снято с твоей души Христом [[new:2kor:03:14|(см. 2 Кор. 3:14)]], а сам, по завету Апостола, //«открытым лицем// (души), //как в зеркале// (Божественного слова), //взирая на славу Господню, преображайся в тот же образ (по Господу) от славы в славу, как от Господня Духа»// [[new:2kor:03:18|(2 Кор. 3:18)]]. Вот на каком основании должна покоиться твоя вера во Христа. Не только слушание Божиего слова, не только теоретическое научение Божиему закону дадут тебе постижение христианства как «Божией премудрости», а жизнь по Богу, преображение себя «от славы в славу», принятие в себя Божиего Духа, чтобы наитием Духа постигнуть «премудрость от Духа». «Духовное духовным востязуется». //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил** См. Толкование на [[new:lk:01:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 3-4 **изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле, да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждение** **Последовавшу выше вся испытно** (по тщательном исследовании всего сначала) **поряду** (по порядку). Следовательно, Евангелие свое писал св. Лука не просто, без разбора, как гласила народная молва о событиях жизни Спасителя и как писали те, о коих упомянул он выше; а тщательно исследовав и проверив все слышанное рассказами очевидцев. **Сначала** т. е. со времени самых первых евангельских событий, – со времени благовестия о зачатии Предтечи Господня (ст. 5). **По порядку**, т. е. последовательно, точно и подробно, а не так, как писались записи тех многих, о которых говорит евангелист. **Державный** (достопочтенный) **Феофил**. (О нем чит. выше в предисловии). **Да разумевши** и проч. Тут указывает св. Лука ту цель, для которой написал свое Евангелие, разумея вместе с Феофилом и других христиан (См. предисловие). Здесь он называет евангельскую историю, как историю жизни и учения Христа. Спасителя, **твердым основанием** христианской веры, христианской Церкви. Евангелист Лука значительно пополняет начало евангельских сказаний свв. Матфея и Марка. Он, напр., начинает свое Евангелие сказанием о рождении предтечи Христова, о чем не написали те; также повествует о благовестии пресв. Богородице о рождении от Нея Спасителя и т. п., о чем не повествуется у них; так как св. Лука поставил себе задачею – писать **по порядку** (ст. 3). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил** //«Рассудилось и мне»//. По-видимому, написание Евангелия представляется ему собственным делом, делом его произволения. Но на самом деле, по признанию Церкви, им в этом руководил Святой Дух, и евангелист именно исполнял в этом случае таинственное внушение Духа. Затем, по-видимому, он приравнивает себя к тем «многим», о которых он только что сказал (стих 1). Но на самом деле, несомненно, он решил дать больше того, что дали «многие», иначе ему не нужно бы и приниматься за работу... //«По тщательном исследовании всего сначала»//. Евангелист проверял все, что узнал из предания, показаниями тех лиц, которые принимали участие в описываемых евангельских событиях. Он начинает свое Евангелие не прямо с выступления Христа на проповедь, а гораздо раньше, с самого, так сказать, первоначала (ἄνωθεν). И действительно, в первых двух главах он изображает историю рождения Иоанна Предтечи и Господа Иисуса Христа. Наконец, он хочет говорить обо всем (πᾶσιν). Этой полнотой и обстоятельностью его Евангелие отличается от написанных раньше. Может быть, он имеет здесь в виду и Евангелие Марка, которое, – представляя собой воспроизведение рассказов апостола Петра, которые, конечно, как сказанные по известным случаям, не обнимали всего содержания евангельской истории, – точно так же отличается особенной краткостью и пропусками весьма важных разделов (например, истории детства Христа). //«По порядку»//. Здесь можно видеть указание и на хронологический, и на систематический«порядок», но более все-таки евангелист этим оттеняет хронологическую последовательность в изложении евангельских событий. //«Достопочтенный Феофил».// См. введение, с. 101. [<10>]