[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:5 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.** Упомянул о царствовании Ирода, с одной стороны, из желания повествовать по примеру пророков, ибо они начинают так: во дни Ахаза и Езекии и такого-то совершилось следующее [[old:is:01:01|(Ис. 1, 1]]; [[old:os:01:01|Ос. 1, 1;]] [[old:am:01:01|Ам. 1, 1)]], а с другой стороны, поскольку намерен говорить о Христе, для того упомянул об Ироде, чтобы показать, что при Ироде Христос воистину пришел. Так как Ирод сей был тогда, когда, по пророчеству Иакова [[old:gen:49:10|(Быт. 49, 10)]], не стало князей из иудеев, то отсюда и доказывается, что Христос пришел. Достигает и некоторой другой цели: говоря о времени, показывает истинность Евангелия, ибо желающим дает возможность радовать и от времени узнать истинность Евангелия. - Начинать от Захарии и рождения Иоаннова прилично. Поскольку он намерен говорить о Рождестве Христовом, а Иоанн - Предтеча Христов, то поэтому прежде Рождества Христова прилично повествует о рождении Иоанновом, которое и само не без чуда. Поскольку Дева имела родить, то благодать предустроила, чтобы старица родила не по закону природы, хотя и с мужем. Что же значат слова: //"из Авиевой чреды"//? Некоторые понимают так, что было два священника, преемственно совершавших богослужение, один по имени Авия, а другой - Захария, и так как Авия отправил богослужение, после его чреды служил Захария. Но дело кажется не так. Ибо Соломон, окончив храм, установил и дневные чреды, то есть седмицы: в одну, например, седмицу постановил сынов Кореевых, в другую - Асафа, в следующую - Авию, в иную - другого [[old:2par:08:14|(2 Пар. 8, 14]]; [[old:1par:24:start|1 Пар. 24)]]. Поэтому, когда говорит, что Захария был //"из Авиевой чреды"//, нужно понимать так, что он был в седмицу Авии, а не так, что он принял служение после седмицы Авииной; ибо тогда сказал бы: после чреды Авиевой; а теперь, когда сказал: //"из Авиевой чреды"//, представляет, что он был из чреды и седмицы Авии. - А, желая показать, что Иоанн по той и другой стороне (по отцу и по матери) законно был из рода священнического, говорит: //"и жена его из рода Ааронова"//, ибо не позволено было брать жену из чужого колена, но из того же самого[[old:chis:36:06| (Чис. 36, 6. 9)]]. Елисавета, по толкованию, - значит //"покой Божий"//, а Захария - //"память Господня"//. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бысть во дни Ирода царя Иудейска, иерей некий, именем Захариа, от дневныя чреды Авиани: и жена его от дщерей Аароновех, и имя ей Елисаветь** **Во дни Ирода царя Иудейска**. С одной стороны, этим указывается время события, о котором повествует евангелист; с другой – показывается то, что у евреев уже прекратились князья и цари из колена Иудина: поэтому надлежит придти Христу, как пророчествовал патриарх Иаков [[old:gen:49:10|(Быт. 49:10)]]. Ирод был не иудей, а идумеянин, т. е. из потомства Эдома или Исава, брата Иакова. Под Иродом здесь разумеется Ирод великий, который разными происками и подкупом приобрел себе титул царя Иудейского, за 37 лет до Р. Хр. от Римского сената. Этот Ирод был человек весьма, подозрительный и жестокий, и очень естественно, что при таком царе ожидание Мессии, как освободителя от чужеземного ига, и молитвы о сем усилились в среде иудеев. **Иерей** (священник) **из Авиевой чреды**. Некоторые из толкователей Евангелия называют Захарию первосвященником, но это разве только потому, что он был первым или старшим из священников своей чреды, каковые носили название первосвященников (чит. объясн. [[new:mf:02:04|(Мф. 2:4)]]). Св. Отцы Василий Великий, Григорий Богослов и др. думают, что он был сын Варахии и тот самый, кровь которого нечестивые иудеи неповинно пролили между храмом и жертвенником [[new:mf:23:35|(Мф. 23:35)]]. Потомки сынов Аароновых Елеазара и Ифамара назначены были к служению при скинии, а потом при храме, в чине священников. Когда же они очень умножились, то, для удобства при отправлении Богослужений, были разделены Давидом на 24 чреды, или класса, которые должны были понедельно, от субботы до субботы, отправлять священнослужение. Потомки Елеазара составляли 16 чред и потомки Ифамара 8. Авиева чреда была 8-я из 24-х (1Пар. 24 гл. [[old:4ts:11:09|(4 Цар. 11:9)]]). **Жена ею от дщерей** (из рода) **Аароновых**. Отсюда видно, что Предтеча Христов не только по отцу, но и по матери происходил из рода Ааронова, – священнического, следовательно, и сам мог быть священником. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета** Повествование о зачатии Иоанна Предтечи начинается указанием на время этого события и обозначением лиц, о которых евангелист должен был говорить. //«Во дни Ирода»// – см. комментарии к [[new:mf:02:01|Мф.2:1]]. //«Был священник»// – точнее: выступил, появился в истории (ἐγένετο; ср. [[new:mk:01:04|Мк.1:4]]). «//Священник//» – в греческом тексте здесь прибавлено слово τις – некоторый. Из этого с ясностью видно, что Захария не был первосвященником, как предполагали между тем некоторые учители Церкви. Первосвященника с именем Захарии из времен Ирода не знает и иудейский историк Иосиф Флавий. //«Из Авиевой чреды»//. Давид установил, чтобы священники, происходившие, как известно, от двоих сыновей Аарона, Елеазара и Ифамара, поочередно совершали служение в храме. Череда, к которой принадлежал Захария, приходилась 8-й в числе всех 24 черед. Каждая череда отправляла священнослужение в течение восьми дней – от одной субботы до другой. Священники при этом каждый день менялись (на это указывает и название череды – ἐφημερία, т. е. поденное служение). Ср. [[old:1par:24:start|1Пар.24]]. //«Именем Захария»//. Имя Захария в переводе с еврейского означает: «тот, о ком вспомнил Иегова». //«И жена его...»// И по отцу, и по матери Иоанн, таким образом, происходил из рода Ааронова и, следовательно, имел полное право стать священником. Имя «//Елисавета//» в переводе с еврейского означает «клятва Божия». Так называлась и жена Аарона [[old:ish:06:23|(Исх.6:23]]). [<10>]