[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:13 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== Ст. 13-17 **Ангел же сказал ему (Захарии): ...услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие... он будет велик пред Господом... и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный** Иоанн – это совесть. Она в человеке как пророк, как голос Бога в пустыне жизни. И потому даже естественная весть, т. е. не просвещенная христианством, если она не повреждена грехом, всегда влечет к Богу; она, как бы **«исполненная Духа Святаго»**, от дня рождения своего обращена к Богу, и зовет к Нему, и подсказывает исполнение Божиего закона. Вот почему, когда в душе возрождается заглушенный голос совести, тогда наступает **«радость и веселие»**, потому что душе открывается путь к Богу. И как Иоанн Предтеча своим явлением и проповедью **«предтек»** пред Господом и приготовил душу к принятию Господа, так возрожденный голос совести предшествует явлению душе Бога. Этот голос совести **«обратит** (душу) **ко Господу Богу»** ее; он **«предыдет** (пред Господом) **в духе и силе Илии»**, как неподкупный и суровый обличитель неправды души... И он же выправит кривые пути жизни, когда привьет **«непокоривым образ мыслей праведников»** и умирит жизнь, вернув **«сердца отцов детям»**. Так возрожденная совесть, как строгий голос пророка, обличает душу человека, выправляет ее кривизну, расчищает терния греха и порока, чтобы освободить путь Господу и представить Ему душу, как **«народ приготовленный»**. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн** См. Толкование на [[new:lk:01:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:12]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 13-14 **Рече же к нему Ангел: не бойся, Захарие: зане услышана бысть молитва твоя, и жена твоя Елисаветь родит сына тебе, и наречеши имя ему Иоанн: и будет тебе радость и веселие, и мнози о рождестве его возрадуются** **Услышана молитва твоя** и пр. Некоторые толкователи думают, что здесь разумеется молитва о разрешении неплодства, но вот как рассуждает об этой молитве проф. Богословский: «как ни глубоко лежало в душе Захарии желание потомства, и как ни часто, быть может, он выражал это желание прежде в молитвах пред Господом; в настоящее время он потерял всякую надежду иметь детей и не верил даже Ангелу, возвестившему ему об этом. Гораздо вернее поэтому предположить, что Захария, как один из немногих лучших людей того времени, ожидавших утехи Израилевой – Мессии, молился не о чем-либо другом, как о скорейшем пришествии Его. При том он, как священник, представлявший собою во время каждения посредника между Богом и молившимся народом, без сомнения, и должен был молиться не о своих нуждах, а о нуждах народа, о его спасении. «Господь милостив, как бы так говорил Ангел Захарии: ты молишься о пришествии Мессии. Молитва твоя услышана. Он придет скоро. Ему будет предшествовать предтеча. Жена твоя Елисавета родит тебе сына, и он будет предтечею Мессии». **И будет тебе радость и веселие** – о том, что родится у тебя в старости сын, да еще такой сын, рождение которого предвозвещено Ангелом и который будет предтечею Мессии (радость, это – чувство в душе, а **веселие** – радость, выражаемая внешним образом). **И мнози о рождестве его возрадуются**, т. е. тогда, когда он благоуспешно будет совершать то дело, для которого родится – дело приготовления людей к принятию Спасителя. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн** //«Услышана молитва твоя»//. Едва ли Захария, как представитель всего народа (стих 10), мог в это время молиться о своих личных нуждах. Вероятнее всего то предположение (блж. Августин, Евфимий Зигавин), что Захария молился о даровании иудейскому народу давно уже ожидаемого Мессии. Ангел и возвещает ему, что такая его молитва Богом услышана: Мессия скоро придет. //«И жена твоя Елисавета...»// В доказательство истинности своего предсказания о скором пришествии Мессии Ангел объявляет, что уже намечен и Предтеча Мессии, каковым будет вскоре родившийся сын Захарии. //«И наречешь...»// см. комментарии к [[new:mf:01:21|Мф.1:21]]. «//Иоанн//». В переводе с еврейского – Бог милостив (Иоханан). [<10>]