[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:15 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей** См. Толкование на [[new:lk:01:13#sschmch_grigorij_lebedev|Лк. 1:13]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 15-17 **Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.** Ангел возвещает, что Иоанн будет велик, но пред Господом, ибо многие называются великими пред людьми, но не таковы пред Богом, например лицемеры. А Иоанн велик по душе, как и всякий соблазняющийся мал по душе. Ибо ни один великий не соблазняется, но малые и малодушные, как и Господь говорит: //"кто соблазнит одного из малых сих"// [[new:mf:18:06|(Мф. 18, 6)]]. Как родители Иоанна были праведны //"пред Богом"//, так и сын их велик //"пред Господом"//. - "//Сикерою//" называется все, что, будучи не из винограда, может произвести опьянение. - Исполнен он был //"Духа Святаго"// тогда, как был еще в утробе матери. Когда пришла к Елисавете Матерь Господа, то младенец, радуясь пришествию Господа, взыграл. - //"Возвратить сердца отцов детям"//, то есть обратить евреев к апостолам, ибо иудеи были отцы, а апостолы - дети их. Обратил сердца иудеев к апостолам учением и свидетельством о Христе; а свидетельствующий о Христе делает и учеников Его вполне достоверными. Иоанн не всех обратил, но многих; а Господь просветил всех. Пришел он //"в духе Илии"//, потому что как в Илии действовала благодать, так и в Иоанне, и как Илия - предтеча второго пришествия, так Иоанн - первого. И в// "силе Илии"//, потому что пришествие обоих, Илии и Иоанна, имеет одну и ту же силу, именно: приводит ко Христу. И в другом смысле Иоанн пришел в силе и духе Илии, потому что и он был пустынник, воздержник и обличитель, как Илия. - Возвратил "//непокоривым//" иудеям //"образ мыслей праведников",// то есть учение апостолов; мудрость же апостолов - благодать Духа в них, которой они были управляемы. //"Представить Господу"//, то есть Христу, //"народ приготовленный",// то есть людей, способных к принятию проповеди. Скажу некоторое подобие. Когда приходил какой-нибудь пророк с проповедью, то не все веровали, но способные, то есть предуготовившие себя к тому, ибо как если кто-нибудь придет в дом ночью, то не все его принимают, но бодрствующие и ожидающие его и приготовившиеся к принятию, так и Иоанн приготовил Господу людей, но не непокорных, а способных, то есть предуготовившихся к принятию Христа. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **будет бо велий пред Господем: и вина и сикера не имать пити, и Духа Святаго исполнится еще из чрева матере своея** **Велий** (велик) пред Господом, – велик по жизни и делу служения. Это засвидетельствовал Сам Господь, сказав: //из рожденных женами не возставал больший Иоанна Крестителя// [[new:mf:11:11|(Мф. 11:11)]]. **Bинa и сикера не имать** (не будет) **пити**. Это значит, что Иоанн будет так называемым Назореем, т. е. посвященным Богу, который по закону [[old:chis:06:start|(Чис. гл. 6)]] должен был воздерживаться в продолжении своей жизни от вина и сикера, или вообще от всяких хмельных напитков. Таковыми, напр., были Сампсон [[old:sud:13:05|(Суд. 13:5)]] и Самуил [[old:1ts:01:11|(1 Цар. 1:11)]]. Предтеча Господень не должен был пить вина и сикера, как исповедник покаяния не только словом, но еще более примером совершенно воздержной и строгой своей жизни. Такая строгость Иоанна делала его как бы небесным явлением на земле и всех заставляла видеть в нем великого пророка и небесного посланника [[new:mf:21:26|(Мф. 21:26)]]. Конечно, строгий образ жизни был предназначен Иоанну не против его воли, но вполне согласовался с его собственным настроением и призванием. Божественная премудрость обнимает жизнь каждого человека до самых мельчайших подробностей и на этом-то основании дает такое или иное назначение человеку (Богосл.). Под вином разумеется вино виноградное, а под сикером напиток из всяких других плодов, напр., ячменя, фиников, и т. п., производящий опьянение. **Духа Святаго исполнится еще из чрева матери своея**. Это значит, что Иоанну, как пророку, в обилии будут сообщены дары Св. Духа, чрез что и будет ему дано особенное содействие Божие для исполнения особенных предназначенных ему дел [[old:ier:01:05|(Иер. 1:5]]; [[old:ps:023:09|Пс.23:9-]][[old:ps:023:10|10)]]. Это и буквально исполнилось на Иоанне, когда он, будучи еще во чреве матери, радостно взыграл при входе к ней Прес. Девы Марии [[new:lk:01:41|(Лк. 1:41-]][[new:lk:01:44|44)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей** //«Велик пред Господом»//, – т. е. истинно велик (ср. стих 6; [[new:mf:11:09|Мф.11:9, 11]]). //«Не будет пить вина и сикера»//, – т. е. будет назореем, которые не пили ни виноградного вина, ни напитков, приготовленных из других плодов (сикер). Ср. [[old:chis:06:03|Чис.6:3, 5]]. При этом не указано, чтобы этот обет назорейства Иоанн принял только на известный срок, как обыкновенно делали ветхозаветные назореи. Скорее, дело здесь представляется так, что Иоанн подобно Самсону [[old:sud:13:05|(Суд.13:5)]] и Самуилу [[old:1ts:01:11|(1Цар.1:11)]], останется назореем на всю свою жизнь. Очевидно, этим Ангел хочет обозначить особую нравственную высоту, на которой будет стоять Иоанн Предтеча: он всецело будет предан служению Богу и этим уже будет привлекать к себе внимание своих единоплеменников. //«И Духа Святаго исполнится»//. Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары. //«Еще от чрева матери»//. Кажется, здесь пропущено выражение: «//явившись//» или «//придя//» (ср. [[new:mk:07:04|Мк.7:4]]). Ангел хочет сказать, что Иоанн с самого рождения, т. е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа. [<10>]