[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:30 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 30-33 **И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца** Какова эта благодать? – Которая возможна только единому Могущему совершить невозможное, и которая только за Тобою сохранена прежде всех веков. Ибо – **«се зачнеши во чреве»**; услышав же о зачатии, – говорит он – отнюдь не предполагай, что девство Твое отменено, и потому не тревожься и не смущайся; ибо когда слова **«се зачнеши»**, говорятся Деве, – он указал, – это означает, что зачатие будет рука об руку течь с девством. Итак, **«се зачнеши**..., – говорит, – **и родиши Сына»**; ибо обладая тем, чем Ты обладаешь и при сохранении ненарушимого девства, Ты зачнешь и родишь Сына Вышняго. Ибо это и Исаия, предвидя за много лет до сего, предсказал: //«Се Дева во чреве приимет, и родит Сына»// [[old:is:07:14|(Ис.7:14)]], и что: //«Приступих к Пророчице»// [[old:is:08:03|(Ис.8:3)]]. Как Пророк приступил к Пророчице? – Так, как ныне Архангел приступил к Ней; ибо то, что ныне видел Архангел, это и тот Пророк предвидел и предсказал. Что же касается выражения: //«Пророчица»//, – то это относится к Деве, потому что Она имела пророческий дар, что удостоверит всякого желающего Ея песнь Богу в Евангелии [[new:lk:01:46|(Лк.1:46–55)]]. Итак, приступил, говорится, Исаия к Пророчице, – в пророческом, конечно, духе, – и (Она) прият во чреве, и прежде чем наступили, избежала родительных болезней, и родила Сына. Архангел же ныне говорит Ей: **«Родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус** (что в переводе означает – «Спаситель»), **Сей будет велий»**. А Исаия опять сказал бы так: //«Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века»//. Сему согласует ныне и Архангел, говоря: **«Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется»**. Почему же он не сказал: «есть велий и Сын Вышняго», но – **«будет»** и **«назовется»**? – Потому, что он говорит только о человеческой природе Христа, а вместе и являя, что Он будет познан всеми и будет всем провозглашен, как Таковой; как и Павел имел позднее сказать: //«Бог явися во плоти, проповедан бысть во языцех, веровася в мире»// [[new:1tim:03:16|(Тим.3:16)]]. Но Ангел прибавляет, говоря: //«Даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца»//; а Тот, Чье царство, сущее во веки, не имеет конца, – Тот есть Бог. Но Он имеет отцом и Давида; это значит, что Он есть также и Человек. Таким образом, Имеющий родиться есть Бог и вместе – Человек, Сын Человеческий и Сын Божий, принимающий, как Человек, от Бога и Отца несменяемое царство, как это видел и предвозвестил Даниил, говоря: //«Зрях, дондеже престоли поставишася, и Ветхий денми седе... и се на облацех небесных, яко Сын Человечь, идый бяше, и даже до Ветхаго денми дойде и пред Него приведеся: и Тому дадеся власть и честь, и царство Его царство вечное, и иным царем не воспримется»// [[old:dan:07:09|(Дан.7:9]], [[old:dan:07:03|3]] и сл. [[old:dan:07:40|40)]]. Воссядет же на престоле Давида и воцарится над домом Иакова: потому что Иаков, воистину, является Патриархом всех благочестивых, а Давид, первый из всех царей, благочестиво и богоугодно царствовал во образ Христа, Который патриаршее и царское служение сочетал в одно небесное начало. **//Омилия 14. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога** После перваго, возвышеннаго, но еще неопределеннаго приветствия Пресвятой Деве, Архангел усмотрел, что Она в страхе. **Не бойся Мариам**, сказал он. Почему же в то самое время, как старался освободить Ее от страха, он продолжал говорить то, что еще более изумительно и страшно, и чего провозглашение, по видимому, могло быть отсрочено? Почему не только возвестил он, что Она, пребывая Девою, родит Сына, каковое возвещение и было целию его посольства, но еще присовокупил, что Сей Сын будет Велий, Сын Вышняго, Спаситель, Царь, и притом Царь такого царства, которому не будет конца? Необходимо сие было по закону, по которому действует вера, и который нам известен из следующих слов Христовых: //еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему// [[new:mk:09:23|(Марк. IХ. 23)]]. Посему и Преблагословенной Мариами точно столько было возможно, сколько могла она веровать. Итак, чтобы Ей возможно было родить Богочеловека, Спасителя, Царя вечнаго царства, для сего нужно было, чтобы Она предварительно услышала и уверовала, что должна родить Богочеловека, Спасителя, Царя вечнаго царства. Почудимся, братия, сей безпримерно высокой вере Пресвятыя Девы, пред которою, самого отца верующих, Авраама вера предречению о рождении Исаака, от престарелаго неплодства, есть меньше, нежели зерно горушно пред кедром ливанским. **//Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы. 1850 г.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога** Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: **не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога**. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. (Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: «//Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию – благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал//». Слово на Благовещение.) Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом «непорочном зачатии», то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: **Ты обрела благодать у Бога**? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. //**Беседы. Благовещение Пресвятой Богородицы. Евангелие архангела Гавриила.**// ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И сказал Ей Ангел: не бойся Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога** Блаженное состояние непоколебимости, когда с душой пребывает Господь! Не бойся, душа! Не поддавайся ветру угнетающих влияний, нападений, всякого рода озлоблений, соблазнов, болезни тела и всяких лишений бедности. Не допускай, чтобы твои силы ослаблялись несчастьями жизни. Ведь на душе, пребывающей с Господом, положена печать Господа – это Его святая благодать. И не надо стирать печать Господа, малодушествуя и подпадая, хоть и чувствительным, но всё же ничтожным лишениям земли. Ведь при выборе между Божиим запечатлением или изменой Богу не будем же мы колебаться и не откажемся же от Господа? Так пусть душа пребудет с Божией благодатью и бережет ее... И пусть будет мужественна и непоколебима, отдаваясь Божией силе. Господь и Его сила всегда останутся утверждением и одним оправданием и успокоением жизни. Не бойся же, душа! Обрети благодать от Господа и утвердишься на ней, как на нерушимой скале. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога** См. Толкование на [[new:lk:01:26#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:26]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 30-31 **И рече Ангел Ей: не бойся, Мариамь: обрела бо еси благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус** **Не бойся**, т. е. не смущайся, ибо в состоянии смущения Св. Дева не могла бы должным образом выслушать благовестие Архангела. **Обрела бо ecu благодать у Бога** (объяснение слова «благодать» чит. в 28 ст.). **И се** (вот) **зачнешь во чреве** и пр. Здесь Ангел говорит словами пророчества Исаии о рождении Мессии от девы [[old:is:07:14|(Ис. 7:14)]], которое, конечно, знала Пресв. Мария. Предание говорит, что Ангел явился пресв. Деве Марии именно в то время, когда Она, читая книгу прор. Исаии, остановилась своим размышлением на этом пророчестве (См. 28 ст.). **Иисус**. Это имя довольно распространенное у евреев и значит «Бог Спаситель» или просто «Спаситель». Для спасения людей от вечной погибели за грехи, которые начались в роде человеческом с грехопадения первых людей в раю, по премудрым божественным планам, долженствовал сойти с неба на землю, воплотиться и, приняв на себя грехи рода человеческого, пострадать за них Сын Божий, второе лицо Пресв. Троицы. И вот Сей то воплотившийся Сын Божий при рождении и был назван Иисусом – Спасителем. Относительно имени Иисус впадают в ошибку и много спорят наши так называемые старообрядцы, или раскольники, которые в 17 столетии самовольно отделились от истинной Церкви из-за некоторых церковных обрядов. Они учат, что нужно писать и говорить не Иисус, а Исус. Но именно Иисус – слово греческое или Иешуа, сокращенное из Иегошуа, слово еврейское – и значит Спаситель, а не Исус; такого слова нет в греческом языке. Если написано в некоторых древних книгах Исус, так это написано сокращенно, как вдревле писали нередко. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога** //«Ты обрела благодать»//. Эти слова разъясняют и утверждают прежнее обращение Ангела к Деве: «Благодатная». Она, конечно, приобрела милость от Бога особыми Своими добродетелями,Своими душевными качествами – верой, смирением, чистотой. [<10>]