[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:54 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость** См. Толкование на [[new:lk:01:51#sschmch_grigorij_lebedev|Лк. 1:51]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость** См. Толкование на [[new:lk:01:51#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:51]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 54-56 **восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашым, Аврааму и семени его до века. Пребысть же Мариам с нею яко три месяцы и возвратися в дом Свой** **Восприят** (восприял), – снова принял в Свою отеческую любовь, послав Искупителя мира. **Израиля**, т. е. еврейский народ [[new:lk:01:16|(Лк.1:16)]], уничиженный и как бы забытый Богом (разумеется время от Вавилонского плена, когда евреи не имели пророков и откровений Божиих). **Отрока**, – то же, что раба, **Своего**. Под таким именем нередко изображался пророками народ еврейский ([[old:is:41:08|(Ис. 41:8)]] и др.). В названии сего народа отроком, выражается смиренное и уничиженное состояние его. Но это смирение и уничижение теперь вознесено и прославлено явлением среди него Мессии; это и значат слова: **восприял Израиля отрока Своего.** **Помянути** (воспомянув) **милости, якоже глагола** (как говорил) **ко отцем нашим** и пр. Милости или милость, это – основанные на милосердии к роду человеческому, обетования о его искуплении, каковые обетования даны были отцам или праотцам еврейского народа еще в лице Адама [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]], потом с особенною ясностью повторены **Аврааму** ([[old:gen:12:03|(Быт. 12:3)]] и дал.) **и семени** его, – потомству его чрез пророков. **Воспомянув**, т. е. привел в исполнение с течением времени, в продолжении которого эти обетования оставались неисполненными, как бы забытыми по давности времени. **До века**. Эти милости, – искупление и спасение – явленные Израильскому народу, а чрез него и всем людям, будут продолжаться вечно (Мих.). **Три месяцы** (около трех месяцев). По всей вероятности, Св. Мария не дождалась рождения Предтечи, а, избегая взора любопытных, поспешила пред приближавшимся рождением Иоанна возвратиться обратно **в дом Свой**, т. е. в дом обрученника Своего Иосифа в Назарете ([[new:lk:01:26|(Лк. 1:26-]][[new:lk:01:27|27)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 54-55 **воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века** В пятой строфе Мария восхваляет Бога за Его милости, в частности, к израильскому народу. //«Воспринял»// – точнее: вступился (ἀντελάβετο). Этим Мария указывает на послание израильскому народу Мессии, Который скоро родится от Нее. Теперь уже израильский народ не будет вдали от Бога – Бог снова протянул к нему Свои объятия и защитит его от врагов. //«Воспомянув милость»// – точнее: чтобы вспомнить о милости (неопределенное наклонение μνησθῆναι здесь заменяет место предложения цели). Казалось, что Бог забыл осуществить те милости, которые некогда Сам обещал патриархам еврейского народа и их потомству. Еврейский народ не только не сделался самым счастливым народом, но его положение было намного хуже, чем положение многих языческих народов. Теперь наступает другое время. Господь осуществит все обетования Свои относительно милостей, которые должен получить еврейский народ. И эти милости пребудут «до века», т. е. на все времена. Выражение: //«как говорил...»// – вставочное. Оно объясняет, почему Мария дело Божие определяет как «воспоминание». Вспоминают только то, что было сказано или сделано раньше. Господь обещал патриархам – и исполнил теперь Свое обещание. Мария пока еще не определяет в точности, как Она понимает «//милости//», которые будут даны народу израильскому «навеки»: все изображение дела Божия в Ее песни носит характер общности. [<10>]