[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:65 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **И был страх на всех, живущих вокруг них** (вокруг Захарии и Елисаветы – после знамений, сопровождавших рождение Иоанна Предтечи) Божие вмешательство в человеческую жизнь, когда оно осознается людьми, вызывает трепет как результат соприкосновения с высочайшей могучей Силой, распоряжающейся жизнью. Это – трепет невольного признания этой Силы и неотвратимого подчинения Ей по Ее всемогуществу, перед которым человек – ничтожество. Но Господь редко открывает Свое вмешательство наглядно и путем чрезвычайным, чтобы не влечь за Собой людей по чувству рабского страха. Постоянное же Промыслительное руководство жизнью проходит без знамений, в сложившихся земных условиях жизни. //**Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие святого евангелиста Луки.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 65-75 **И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей** При чудесном проглаголании Захарии на всех напал страх; ибо как при наложении на него молчания народ пришел в изумление, так и теперь, когда он начал снова говорить, изумляются, так что по этим двум чудесам все могли уразуметь, что родившийся выше многих. Все это было по особенному смотрению, чтобы имеющий свидетельствовать о Христе был принят с полным доверием и чтобы все убедились из самого рождения Иоаннова, что он выше многих. Захария благословляет Бога, призревшего на израильтян. Он действительно пришел к погибшим овцам дома израилева, но очень многие из них не захотели принять благодати, почему Он и призрел на истинных израильтян, то есть на тех, кои уверовали. //"Воздвиг рог спасения"//, то есть силу и царство спасительное. Ибо "//рог//" означает или силу, так как рогатые животные имеют силу в рогах, или царство, ибо цари помазывались из рога. Христос есть Сила и Царство Отца; итак, для нас восстал рог спасения - Христос. Ибо Он, по-видимому, почивал, когда не обращал внимания на многие грехи и долготерпел идолобесие; но когда Он воплотился в последние времена, Он восстал и сокрушил всех ненавидящих нас бесов, и не продолжает уже покоиться и долготерпеть. Воздвиг //"в дому Давида",// то есть в Вифлееме; ибо там Он родился. Вифлеем, разумеется, город Давидов, как говорили пророки. Ибо все они говорили о воплощении, а Михей упомянул и о доме Давидовом, то есть Вифлееме, говоря: //"и ты, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь"// [[new:mf:02:06|(Мф. 2, 6]] и [[old:mih:05:02|Мих. 5, 2)]]. - //"Сотворил милость"// не только с живыми, но и //"с отцами нашими"//, ибо благодать Христова простерлась и на них, хотя они уже умерли. Именно: нам живым Он даровал надежду воскресения, и мы воскреснем; но не мы только удостоимся этого благодеяния, а и те, кои прежде скончались. Ибо вся природа получила это благо. И иначе: //"сотворил милость с отцами"// в том, что исполнил ожидания их, ибо чего они надеялись, то увидели на Христе исполнившимся. Да и детей своих видя в блаженстве от толиких благ, отцы радуются и, участвуя в радости, принимают милость, как бы для них самих сделанную. О каком упомянул завете и о какой клятве, данной Аврааму? Без сомнения, о сей: //"благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое"// [[old:gen:22:17|(Быт. 22, 17]]). Авраам действительно умножился теперь, когда все народы чрез веру сделались его сынами; ибо как он уверовал, так и они чрез веру сделались ему сынами. - //"Небоязненно// - (по церковно-славянски - без страха) -// по избавлении от руки врагов наших"//. Часто иные избавляются, но со страхом и многими трудами, и борьбой; а Христос распялся за нас без всякого с нашей стороны труда и избавил наконец без страха, то есть без опасности. Для чего же Он избавил нас? Не для того ли, чтобы мы жили в удовольствиях? Нет, но для того, чтобы мы служили Ему, и не день, не два, но всякий день, и служили не плотским только поклонением и служением, но //"в святости и правде"// (по церковно-славянски - преподобием и правдою). Преподобие есть праведность в отношении к Богу, а правда - справедливость в отношении к людям. Например, кто держит себя в удалении от священных предметов и не прикасается нечестиво к вещам божественным, но сохраняет совершенное уважение к тому, что досточтимо, тот преподобен; равно преподобен и тот, кто почитает родителей, ибо и они суть домашние боги. А кто ни любостяжателен, ни хищник, ни вор, ни прелюбодей, ни блудник, тот - праведен. Таким образом должно служить Богу "//преподобием//", то есть благоговением к божественным предметам, и "//правдою//", то есть похвальным образом жизни в отношениях человеческих, служить пред Ним, а не пред людьми, как человекоугодники и лицемеры. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст 65-66 **И бысть на всех страх живущих окрест их: и во всей стране Иудейстей поведаеми бяху вси глаголи сии. И положиша вси слышавшии в сердце своем, глаголюще: что убо отроча сие будет? И рука Господня бе с ним** Понятно, что так должны были подействовать на народ все чудесные обстоятельства, которые сопровождали рождение сына у престарелых родителей Захарии и Елисаветы! По **всей** (нагорной) **стране Иудейстей** (Чит. объяс. [[new:lk:01:39|(Лк. 1:39)]]). **Положиша** (положили) **в сердце своем**, т. е. задумывались, старались уразуметь: что **отроча** (младенец) **сие будет**? Несомненно, что чудесные обстоятельства, сопровождавшие рождение Иоанна, предвещали необычайное его назначение, и, конечно, вызывали подобное рассуждение о нем во всех, слышавших об этих обстоятельствах. **И рука Господня бе** (была) **c ним**. Это образное выражение значит, что божественное благоволение и помощь видны были над Иоанном, как Предтечею Христа, с самого его рождения (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 65-66 **И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним** Страх во всех жителях горной иудейской страны произвела необычайность совершившихся в семье Захарии происшествий: все понимали, что тут действовала высшая, божественная, сила. //«Положили это на сердце своем»// – т. е. сделали предметом своих постоянных размышлений [[old:1ts:21:12|(1Цар.21:12)]]. //«Что будет»// – т. е. что же при таких необычайных знамениях можно нам ожидать от этого младенца? //«И рука Господня была с ним»//. Точнее: //«ибо //(у Тишендорфа: καὶ γάρ)// рука Господня была с ним»//. Евангелист этим хочет указать на те чудесные происшествия, которые имели место при рождении Иоанна и ясно свидетельствовали о том, что Господь посылает младенцу Свою особенную помощь. Это-то и возбуждало любопытство //«слышавших»//. [<10>]