[<10>] ====== Толкования на Лк. 1:71 ====== ===== Сщмч. Григорий (Лебедев) ===== **что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас** См. Толкование на [[new:lk:01:67#sschmch_grigorij_lebedev|Лк. 1:67]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас** См. Толкование на [[new:lk:01:65#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 1:65]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 71-72 **спасение от враг наших и из руки всех ненавидящих нас: сотворити милость со отцы нашими и помянути завет святый Свой** **Спасение от враг**. Здесь главным образом разумеются духовные враги, каковы: злой дух, грех, страсти, от которых пришел избавить верующих Иисус Христос; но разумеются и враги внешние. **Сотворити** (сотворит) **милость со отцы** (отцами) **нашими**. Это значит, что явление Мессии доставит радость и спасение не только современникам Его и последующим родам, но и предкам: 1) благословляя детей, Бог благословляет тем и отцов, даруя им радость видеть в их потомстве исполнение их надежд и упований, которыми они сами жили (Мих.). 2) Спаситель, совершив дело искупления, с воскресением Своим извел из ада души праотцев, живших верою в Него и ожидавших спасения от Него. **Помянути** (помянет) **завет святый Свой**. Завет, – это условие или договор Бога с человеками, по которому Бог обещается облагодетельствовать человека, под условием исполнения человеком Его воли или закона. Начался этот завет еще в раю, когда Бог обещал согрешившим людям Спасителя [[old:gen:03:15|(Быт. 3:15)]]; затем он был заключен с Авраамом, патриархом избранного Богом народа еврейского ([[old:gen:17:04|(Быт. 17:4)]] и дал.); наконец, заключен со всем этим народом при горе Синае [[old:ish:19:start|(Исх. гл. 19)]]. Завет называется святым, потому что он божественный завет. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас** //«Что спасет нас»// – правильнее: //«воздвиг (//стих 69//) спасение от врагов наших»//. Эти слова составляют, очевидно, приложение к словам //«рог спасения»// (стих 69). Они определяют, в чем именно состоит спасение, которое имел в виду Захария в выражении «рог спасения». Под врагами и ненавидящими некоторые (у нас – Богословский, с. 298) понимают демонов и человеческие страсти. Но, несомненно, Захария, живущий еще в кругу ветхозаветных представлений, подразумевал здесь угнетателей израильского народа- язычников и вообще внешних врагов (ср. [[old:ps:017:18|Пс.17:18]]). [<10>]