[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:6 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Когда же они были там, наступило время родить Ей** Как бы уже ни одним днем не могло быть отсрочено то, что не одним, а многими днями отсрочивается иногда для прочих сынов человеческих! С такой точностью начинает исполнять все законы природы человеческой Тот, Кто грядет вознаградить и искупить Своею правдою нарушение всех законов всеми человеками. Закон общества хочет, чтобы имя Его, еще не рожденного, внесено было в перепись Римскую; и се, Он в Вифлееме, вместе с нареченным отцом и Матерью непраздною! Закон природы требует, чтобы младенцы, зачатые во утробе, происходили на свет по девятимесячном плодоношении; и се, Он исходит на свет тотчас, **«егда... исполнишася дние родити!»** **//Беседа на Всенощном бдении под Рождество Христово.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же они были там, наступило время родить Ей** См. Толкование на [[new:lk:02:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 6-7 **Бысть же, егда быста тамо, исполнишася дние родити Ей: и роди Сына своего Первенца, и повит Его, и положи Его в яслех: зане не бе им места во обители** **Роди** (родила) **Сына Своего** и пр. «Пресв. Мария, безсеменно зачавшая, безболезненно родила небесный плод; человеческая помощь оказалась ненужною при рождении непорочною Девою Того, Кто пришел исцелить всякий недуг и всякую язву в людях. Сама Пресв. Богородица спеленала родившегося от Нея Божественного Младенца, Сама служила Ему, и из людей один только благочестивый старец Иосиф удостоился присутствовать при таком событии». (Филар. Киев.). **Сына Своего Первенца** – первородного. Это слово не показывает того, что будто бы у Пресв. Богородицы были еще дети, потому что первенцем мог быть и единственный сын. «Иисус Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий брата» (Феоф.). В Евангелии упоминается о братьях И. Христа ([[new:mf:12:46|(Мф. 12:46-]][[new:mf:12:47|47;]] [[new:mk:06:03|Мк. 6:3)]] и др.), каковы: Иаков, Иосия, Симон и Туда, и даже о сестрах; но те были не родные, а названные, т. е. дети Иосифа от умершей жены его (Григ. Двоесл., Кирил. Алекс. и др.) или даже двоюродные. **Повит** (спеленала) **Его** приготовленными уже пеленами. **Положи Его в яслех** и пр. Иосиф и Мария по своей бедности, при многочисленности собравшихся также для записи, не нашли удобного места для себя в гостинице или в том доме, где они остановились вместе с другими пришедшими. Местом рождения Христа Спасителя была, как говорит предание, одна из пещер, которые находились в горах Вифлеемских и служили, как и изгороди в полях и оврагах, для загона скота в зимнее и дождливое время. По древнему преданию, в пещере находились вол и осел, чтобы показать исполнение пророчества Исаии: //вол позна стяжавшего его, и осел ясли господина своего; Израиль же не позна своего Спасителя и людие Его не разумеша// [[old:is:01:03|(Ис. 1:3)]]. На востоке путешественники нередко проводят ночи в подобных пещерах. Быть может, эта пещера с яслями принадлежала тем пастырям, которые первые поклонились новорожденному Спасителю, по указанию Ангела (Мих. Пит. ниже.). «Так родился Спаситель мира, говорит святитель Киевский Филарет. Какое убогое, но любвеобильное и много назидательное для нас рождение Его! Кто из человек рождался когда-либо в такой нищете и бедности? Творец и Господь неба и земли рождается вне дома Матери Своей. Имеяй //престол небо// и //подножие// землю [[old:is:66:01|(Ис. 66:1)]], не имеет места в обители, – рождается в чужом пастушеском вертепе. Нежные младенческие члены Свои полагает в скотских яслях, и никакого не имеет для них успокоения, кроме сухого былия; от хлада зимы согревается простыми пеленами и дыханием бессловесных животных. Так: //лиси язвины имут и птицы небесные гнезда, Сын Человеческий не имат, где главы подклонити// [[new:lk:09:58|(Лк. 9:58)]]. Так, пришедший спасти нас, Единородный Сын Божий, //богат сый, – обнища// нас //ради//, да мы //нищетою Его// обогатимся! [[new:2kor:08:09|(2 Кор. 8:9)]]. До чего простерлась безпредельная любовь Его к нам, бедным и ничтожным тварям! Чтобы совлечь с нас оскверненную грехами одежду смертной плоти и облечь в одежду чистоты и бессмертия, Он облекается в бренную и смертную ризу плоти нашей. Чтобы избавить нас от вечного рабства греховного, Он делается для нас последним рабом. Чтобы нас, заблудших овец, ввесть в блаженные обители Отца небеснаго, Он рождается в простом пастушеском вертепе, не имея места в обители. Чтобы облечь нас ризами вечной славы, Он повивается убогими пеленами. Чтобы уготовить нам в жилище небо, Он полагается в яслях. Чтобы привесть нас в место нескончаемой радости, Он терпит хлад зимы и нощи. После сего, как может преступное сердце наше любить что-либо паче Его единаго? Как может не возлюбить Его всею душою и силою своею? И в сей любви как может считать для себя тягостным исполнение заповедей любви Его, в которых заключается все спасение наше и вся истинная жизнь наша?» Созерцая Богомладенца Спасителя, лежащего в яслях, один из диховных писателей так поучает родителей: «При колыбели вашего младенца воспоминайте как можно чаще о яслях, в которые возлег, бывши Младенцем, Сын Божий, и – научитесь видеть в вашем младенце не ваше только дитя, но и чадо Божие, наследника не вашего только имущества, чести, имени, прав и достоинств, но и сонаследника Христу, соучастника в Его царстве и славе» (Ф. Надежд.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице** //«Родила Сына...»// Из того, что Мария не пользовалась ничьими услугами при этом, а Сама спеленала Младенца, конечно, согласно обычаю, прежде омыв Его и осолив солью [[old:iez:16:04|(Иез.16:4)]], святые отцы заключают, что разрешение для Нее не сопровождалось обычными для рождающих женщин болями. «//Первенца//» (см. [[new:mf:01:25|Мф.1:25]]). //«В ясли».// Из этого упоминания о яслях, куда кладется корм для скота, видно, что Пресвятая Дева с Иосифом поместились в загоне для скота, при гостинице2). Помещения в этой последней оказались все заняты, в общей же комнате им останавливаться было неудобно ввиду с часу на час ожидавшегося разрешения Марии. Согласно древнему преданию, этот загон был устроен в пещере (Иустин Философ. «Разговор с Трифоном иудеем», 78, 5; Ориген, «Против Цельса», I, 51), которая находилась не в самом городе, а близ него. Над этой, указываемой преданием, пещерой царица Елена устроила храм в честь Богородицы Марии. **//Толковая Библия.//** [<10>]