[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:8 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 8-14 **В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел; не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение** Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом. – Ангел благовестил великую радость, которая, – сказал, – будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого. – Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: слава Богу, на земле теперь настал мир. Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе [[new:in:14:27|(Ин. 14, 27;]] [[new:in:16:33|16, 33)]]. Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И "**в человеках благоволение**", то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И пастырие беху в тойже стране, бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем** **В той же стране**, это – около Вифлеема, куда пришли Иосиф и Мария для записи (ст. 4 и 5). **Бдяще и стрегуще** (содержали) **стражу нощную о стаде своем**. Иногда, напр., в хорошую погоду, стада обыкновенно не загоняли в изгороди и пещеры, а оставляли в поле или на лугу, на пастве, особенно, если они паслись не в горах, где могли быть опасными для скота звери. Рождество Христово совершилось в декабре, а в Палестине в это время бывает иногда такая хорошая погода, что начинают цвести цветы, поля и луга покрываются травою и скот выгоняют на пастбища. «Так счастливый жребий встретить небеснаго Царя, явившагося на землю, пишет один из толкователей Свящ. писания, выпал на долю не каких-либо знатных представителей человечества, а бедных пастухов, в окрестностях Вифлеема стоявших на страже у своих стад. В то время, когда покоилась земля и спали люди, ангельский мир, непрестанно славословящий Бога на небесах, с благоговейным трепетом взирал на совершившееся на земле величайшее чудо – рождение от Девы превечного Сына Божия для спасения людей. Когда это великое дело совершилось – родился Спаситель рода человеческого, один из ангелов тотчас явился бодрствовавшим пастухам для сообщения им этого отрадного известия». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-12 **В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях** «**B той стране**». Как видно из некоторых мест Талмуда, Мессия, по верованию иудеев, должен был появиться в «башне стада», которая находилась близ города Вифлеема, по дороге к Иерусалиму. Стада, которые паслись здесь, назначались для храмовых жертв, а, следовательно, пастухи, которые стерегли их, не были обыкновенными пастухами. Эти стада паслись круглый год, потому что о них говорится, что они бывали на полях даже за тридцать дней до Пасхи, т. е. в феврале, когда дожди в Палестине бывают весьма значительными. Понятно, что эти пастухи, как стоявшие в некотором отношении к храму, знакомы были с идеей Мессии и ожидали Его не менее пламенно, чем другие иудеи. Быть может, в том обстоятельстве, что Ангел возвещает о рождении Мессии прежде всего этим пастухам, сказывается особое дело Промысла: пастухам дается знать, что отныне наступает время, когда им уже не нужно будет гонять в храм животных для заклания, что теперь грехи всего человечества берет на Себя родившийся Мессия, Который однажды принесет навсегда удовлетворяющую Божественному Правосудию жертву. «**Содержали ночную стражу**», т. е. на них выпала обязанность ночью сторожить стада. Отсюда можно заключить, что Христос родился ночью. Месяц и день рождения на основании Евангелий определить невозможно. Предание же устанавливает для этого или 6 января или 25 декабря. Наша Церковь усвоила последнюю дату. «**Слава Господня**» – это что-то вроде светлого облака, в котором является Бог (ср. [[new:act:07:02|Деян.7:2]]). «**Убоялись страхом**»/ т. е. очень испугались. «**Не бойтесь...**» См. стихи [[new:lk:02:13|13–14]]. «**Всем людям**», т. е. всему израильскому народу (παντὶ τῷ λαῷ). «**Спаситель**» (см. [[new:mf:01:21|Мф.1:21;]] [[new:lk:01:68|Лк.1:68, 71]]). «**Знак**» – не знамение чудесное, которое может служить для укрепления веры пастухов в ангельское благовестие, – пастухи не усомнились в словах Ангела, – а просто примета, по которой они могут узнать новорожденного Мессию: в Вифлееме в то время могли быть и другие новорожденные младенцы. Но в яслях едва ли можно было найти другое какое дитя. «**Младенца**» – именно только что родившегося (βρέφος). [<10>]