[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:36 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 36-40 **Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем** Евангелист останавливается на повествовании об Анне, перечисляет ее отца и колено, чтобы мы знали, что он говорит истину, так как он приглашает как бы многих свидетелей, знающих отца и колено. Она вместе с другими "//славила//" Господа, то есть благодарила Его, и всем передавала о Господе, что Он есть Спаситель и утешение нас, ожидающих искупления. - По исполнении всего, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет, Вифлеем был также их город, но как отчизна, а Назарет как место жительства. - Иисус возрастал по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и укреплялся духом сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 36-38 **И бе Анна пророчица, дщи Фануилева, от колена Асирова: сия заматоревши во днех мнозех, живши с мужем седмь лет от девства своего: и та вдова яко лет осмьдесят и четыре, яже не отхождаше от церкве, постом и молитвами служащи день и нощь. И та в той час приставши исповедашеся Господеви и глаголаше о Нем всем чающым избавления во Иерусалиме** Неизвестно, почему Анна названа пророчицею; вероятно, потому, что имела дар предведения, или – как женщина, непрестанно возносившая молитвы и словословия к Богу [[old:1ts:01:02|(1Цар.1:2-]][[old:1ts:01:04|4)]]. Не без цели, несомненно, упоминается и об отце Анны и о колене, из которого происходил ее отец. Отец ее, вероятно, чем-либо был известен; колено же Асирово отличалось кротостию и миролюбием [[old:gen:49:20|(Быт. 49:20)]]. При храме Иерусалимском, в зданиях, окружавших его, жили вдовы, посвящавшие себя на служение Богу и проводившие время в молитве и некоторых трудах для храма. В число их вступила Анна, и вела жизнь праведницы. Дух Святый, открывший Симеону, что Младенец Иисус есть Мессия, открыл это и Анне, и она, исполнившись радости, излила свою душу в хвалениях к Богу (исповедашеся Господеви, – славила Господа) **и глаголаше**, (говорила) **о Нем**, вероятно, в том смысле, как и праведный Симеон, **всем ожидавшим** явления Спасителя, – избавления чрез Него от греха и следствий греха (Чит. объясн. [[new:lk:01:68|(Лк. 1:68)]]). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 36-38 **Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме** //«Тут была также»// – правильнее: «и была» (καὶ ἦν) – //«Анна пророчица»,// т. е. женщина, одаренная способностью составлять священные песнопения (ср. [[old:ish:15:20|Исх.15:20)]] или же просто получившая такое прозвание за свою благочестивую жизнь. //«От колена Асирова»//. Она принадлежала к колену, которое не вернулось из плена в Палестину. Может быть, отец ее, Фануил, один вернулся на родину. //«От девства своего».// Значит, она была только один раз замужем. «//Вдова//...» Это выражение соединено с предыдущим и должно быть переведено так: «прожив с мужем: и теперь будучи вдовой (καὶ αὕτη χήρα) 84-х лет от роду (ср.[[new:mf:18:21| Мф.18:21]] и сл.). «//Которая//...» Эти слова относятся к выражению //«и была Анна пророчица»//, а находящиеся между ними представляют собой вносное предложение. //«Не отходила от храма»,// т. е. особенное усердие проявляла к общественному богослужению (ср. [[new:lk:24:53|Лк.24:53]]). Здесь нет намека на то, что она жила в храме, хотя Иосиф Флавий и упоминает о зданиях при храме, назначенных для предавших себя благочестию женщин и девиц. В самом храме оставаться на долгое время не позволялось никому (Эдершейм, с. 254). //«Постом и молитвою...»// При этом дома она и дни и ночи проводила в посте и молитвах, чтобы угодить Богу. //«И она в то время»// – точнее: в тот самый час (αὐτῇ τῇ ὥρᾳ), когда Симеон беседовал с Марией. «//Подойдя//», – т. е. выйдя на вид, чтобы говорить (ἐπιστᾶσα). //«Славила Господа»// – точнее: «говорила в ответ на хвалебную речь Симеона» или раскрывала со своей стороны те же мысли, что высказаны были старцем. //«И говорила о Нем»//, т. е. о Христе, «ожидавшим избавления...» Анна неоднократно повторяла о пришествии Мессии: на это указывает и несовершенный глагол прошедшего времени λαλέω – ἐλάλει – «говорила». «//Избавление//» (λύτρωσιν) – прежде всего политическое освобождение (ср. [[new:lk:01:68|Лк.1:68]]). [<10>]