[<10>] ====== Толкования на Лк. 2:46 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их** Где Спаситель наш Господь обретен святой Матерью Своей? Не на торжище, ни на ином подобном месте, но в церкви, где закон Божий толковался. Там Его отыскала, **«сидящего посреди учителей, и слушающего их, и спрашивающего их»**. Так и ныне в тех сердцах Он обретается, которые //«в законе Господнем день и ночь поучаются»//. В них Он звание Свое учительское совершает; слушает их, сердечно молящихся Ему, и отвечает им в сердцах их; просвещает их светом Своим, вразумляет, умудряет, открывает тайны Свои и в удивление приводит; возбуждает в них истинную и живую веру, возжигает любовь и учит смирению и кротости. А удаляется от тех, которые суету, ложь и беззакония замышляют и в тех поучаются. Рассуждай об этом и поучайся в законе Господнем. //«Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел: но в законе Господне воля его, и в законе Его поучится день и ночь»// [[old:ps:001:01|(Пс 1:1–2)]]. Сын Божий, ипостасная Божия премудрость, не гнушался слушать людей – законоучителей, тем более нам, хотя считаем себя мудрыми, должно слушать всякого – и презираемого, и простого, и неученого, – когда полезное что говорит; смотреть не налицо, но на слово, и рассуждать не о том, кто говорит, но о том, что говорит. Ибо часто простой и азбуки не знающий лучше скажет, нежели мудрец. Рассуждай об этом. Христос Сын Божий, Отрок, в церкви обретенный и сидящий посреди учителей, учит нас Своим примером, что от юности должно нам учиться закону Божию и в церковь Божию ходить на молитву и слушание Божия Слова. Блажен тот, кто лета юности своей в том проводит. Как семя, посеянное в свежей земле, лучше растет, нежели на другой, так и семя Слова Божия лучше и удобнее прозябает в юном сердце, нежели в застарелом и мирской любовью упоенном. Поскольку юное сердце еще свежее и суетами мирскими не наполнено, оно удобнее принимает Слово Божие, нежели сердце, оскверненное мирской суетой. **//Письма келейные. Письмо 68.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их** Господь скрывает иногда Своё присутствие от душ ревностных; но пусть не перестают они искать Его; они непременно обретут Его после нескольких дней скорби и слёз; они обретут Иисуса Христа в храме, во время молитвы. //**Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их** Вот чудное явление! Отрок в двенадцать лет не по летам обнаруживает Свою свышечеловеческую премудрость и горячайшую ревность о славе Бога, Которого Он называет Отцом Своим. Он отстал от родителей, когда они возвращались домой. Как это случилось? Вероятно, Отрок отставал и прежде, как дети отстают от своих родителей по свойственному им любопытству все видеть и слышать, что пред глазами их находится: их все занимает. Но прежде Он не отставал от них на долгое время: походил, посмотрел, да и приходил. А теперь Он отстал, да и надолго: великое дело искупления людей уже занимало Его душу; Божественная премудрость уже начинала обнаруживаться с силою в Богочеловеке; Он уже вспоминал о Своем долге: //Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему//. Но отец и Мать не понимали Его. Но они не поняли сказанных Им слов: они были люди простые, а Он – Богочеловек. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их** См. Толкование на [[new:lk:02:41#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 2:41]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И бысть по триех днех, обретоста Его в церкви, седящаго посреде учителей, и послушающаго их, и вопрошающаго их** **По триех днех** (чрез три дня): первый день – тот, в который Мария и Иосиф вышли из Иерусалима, второй, – когда возвратились снова туда, и третий, – когда нашли Иисуса в храме. **В храме**, – конечно, не в самом храме, а в одном из так называемых дворов или притворов храма, где собирались раввины, народные учители, разсуждали между собою и поучали в законе желавших слушать их. «Вот где отрок Иисус слушал чтение и изъяснение Писания! замечает один из описателей жизни Господа (Орда). Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества; здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться в Нем. Тут Он слушает учителей, относящихся к Нему с большим благоволением. Спрашивает их, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 46-47 **Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его** //«Через три дня»// – вероятно, после своего выхода из Иерусалима. Первый день был проведен в дороге, второй – в обратном путешествии в Иерусалим, и третий – в поисках Иисуса в городе. //«В храме»//. Более вероятным является предположение, что беседа «учителей» происходила близ входа в храм, во внешнем дворе, или «дворе языков», – месте удобном и доступном для всех: и мужчин, и женщин. Тут находилась роскошная галерея, но без скамей: слушатели сидели на полу. Сидеть же учащимся дозволялось и в присутствии самых важных учителей. Поэтому апостол Павел и говорит, что он воспитался у ног Гамалиила, т. е. сидел на полу, когда тот говорил [[new:act:22:03|(Деян.22:3)]]. //«Среди учителей»//. Любознательность побудила Отрока как можно ближе подвинуться к державшему речь раввину, и Он таким образом очутился в середине круга других раввинов, которые сидели по бокам своего сотоварища, прислушиваясь к его словам. //«Слушающего их и спрашивающего их//». Временами в разговор вступали и другие раввины. Иисус прислушивался со вниманием к их речам и, когда в них находил что-либо неясное, спрашивал у них разъяснения, что позволялось обычаем. //«Все слушавшие Его»,// т. е. не только простой народ, но даже и сами раввины. //«Дивились»// – были поражены удивлением (ἐξίσταντο). //«Разуму и ответам»// – разумности (ἐπὶ τῇ συνέσει) и именно Его находчивости в ответах на те вопросы, с какими обыкновенно обращались раввины к своим слушателям после того, как кончали изложение того или другого пункта учения. [<10>]