[<10>] ====== Толкования на Лк. 3:4 ====== ===== Прп. Максим Исповедник ===== Ст. 4-6 **как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие** //Вопрос//: Что есть **глас вопиющего в пустыне** и последующее? Что значит **пустыня**, что - **путь Господа** здесь и что - приготовление его? Каковы стези Его и что значит сделать прямыми их? Каковы долы, и что означает всякий дол да наполнится? Каковы горы и холмы, и что есть понижение их? Что означают **кривизны**, и каким образом они выпрямляются? Каковы неровные пути, и как они сделаются гладкими? И что означают [слова, сказанные] после всех этих: **и узрит всякая плоть спасение Божие**? //Ответ//: Глас, изначала вопиющий в пустыне, то есть в естестве человеческом или в мире сем, есть, очевидно, всякий святой Бога Слова; либо [он есть тот, кто], наподобие Авеля [[old:gen:04:04|(Быт. 4:4)]], приносит от чистоты [сердца] отучневшие в добродетелях первые движения созерцающей души; либо [он есть тот, кто], наподобие Еноха [[old:gen:04:26|(Быт. 4:26)]] с помощью твердого упования веры постигает будущие блага, на которые он надеялся, и кто стяжает сильную молитву; либо [он есть тот, кто], наподобие Еноха [[old:gen:05:19|(Быт. 5:19-24)]], посредством всеугодной добродетели отсекает полностью ум [свой] от привязанности к сущим и от ведения их, перенося [его] непосредственно к самой премысленной Причине [всего]; либо [он есть тот, кто], наподобие Ноя [[old:gen:06:14|(Быт. 6:14-22)]], верой созерцая будущие виды Божественного Суда, приготовляет для себя, словно кивот, подвижническое житие, со всех сторон укрепленное страхом Божиим и спасающее его от будущего гнева [[new:mf:03:07|(Мф.3:7]]; [[new:lk:03:07|Лк. 3:7)]]; либо [он есть тот, кто], наподобие Авраама [[old:gen:12:01|(Быт. 12:1-9]]; [[old:gen:22:01|22:1-14)]], зрит чистым оком веры благолепие будущих благ, вняв [гласу Господа] и с ревностью покинув землю [свою], родство и дом отца [своего], то есть оставив привязанность и пристрастие к плоти, чувству и чувственным [вещам], и во время искушений и борений став выше естества, предпочитая ему Причину [этого] естества, как великий Авраам [предпочел] Бога Исааку; либо [он есть тот, кто], наподобие Исаака, посредством высшего бесстрастия и ненасытной [духовной] алчности души жаждет прекрасного созерцания, обладая не могущим отойти от истины (хотя с ним и ведут брань лукавые духи) навыком в добродетели и ведении; либо [он есть тот, кто], наподобие Иакова [[old:gen:27:11|(Быт. 27:11-16]]; [[old:gen:27:43|27:43]]-[[old:gen:28:05|28:5)]], очищает [свой] ум от косматости материальных вещей и от смешения с ними и благодаря этому становится гладким, а наложением козлиных кож (я имею в виду - наложением на плоть суровости жизни по Богу) приобретает себе, вопреки помышлению плоти, могущество от Бога и вследствие страха перед восстанием страстей и желания высшего научения путем стяжания [духовного] опыта переселяется в Харран - я подразумеваю: переходит к естественному созерцанию, из которого он обретает посредством деятельных трудов всё духовное знание зримого мира, сосредотачивая его в различных рассуждениях и умозрениях, а затем вновь возвращается [[old:gen:31:17|(Быт. 31:17-21)]] в собственную и отеческую землю, то есть возвращается к ведению умопостигаемых вещей, приводя с собой, словно жен и служанок, рожденные им незыблемые навыки и осуществления деятельного и созерцательного [любомудрия], а также порожденных последними сынов - плодов [этого любомудрия]. И просто [сказать] - дабы речь [наша] не была многословной сверх должного, повествуя о жизни каждого [святого], - всякий святой, ставший им посредством своего образа жизни, как содержащий в себе Слово, громогласно изрекающее повеления другим людям, бесспорно является гласом и предтечей Слова, соразмерно праведности и вере в нем. Но из всех [этих святых] в наибольшей степени гласом и предтечей Слова является великий Иоанн, без образов и символов указывающий на истинное Пришествие Бога, провозглашающий и являющий Его [людям] неверующим и открыто показывающий Того, Кто берет на Себя //грех мира// [[new:in:01:29|(Ин. 1:29)]], и для Домостроительства [Божиего] во исполнение тайн вносящий лепту своего служения при Крещении [Господа]. И поскольку по причине благодати каждая, даже случайная, буква Божественного Писания может быть постигнута многоразличным образом для пользы добивающихся добродетели и ведения, то давайте, насколько то возможно нам, и иным способом рассмотрим поставленные вопросы. Итак, **"пустыня"**, как я сказал, есть естество человеков, мир сей и душа каждого человека, ставшая бесплодной вследствие изначального преступления [заповеди]. **"Глас вопиющий"** есть восприятие Слова совестью каждого грешника, которая как бы вопиет в тайниках сердца: **приготовьте путь Господу**. Очевидно и несомненно, что приготовление божественного пути состоит в обращении к лучшему и исправлении помыслов и нравов, а также в очищении от прежних осквернений. Путь же прекрасный и славный есть добродетельная жизнь; по ней, словно по пути, свершает в каждом [из нас Свое] шествие спасения [Бог] Слово, вселяясь [в нас] через веру и входя посредством различных установлений и учений по добродетели и ведению. **"Стези"** же суть различные способы [осуществления] добродетелей и различное движение жизни по Богу или нравы по Богу; ходящие этими стезями добиваются добродетели и пекутся о Божиих словесах не ради славы, выгоды, заискивания, человекоугодничества или выставления напоказ [своей праведности и учености], но делают, говорят и мыслят всё ради Бога. Ибо Божественному Слову не присуще пребывать на непрямых, даже если Оно и обнаружит в ком-либо приготовленный путь. Я говорю вот о чем: [представим, что] некто постится, воздерживается от возбуждающего страсти образа жизни и способен свершать [многое] другое, что помогает избавлению от порока, - и тем самым приготовил названный путь. Но он предается таким способам [осуществления добродетели] не для того, чтобы соделать нечто богоугодное, а ради тщеславия, выгоды, заискивания, человекоугодничества или по иной какой причине, - подобный человек не сделал прямыми стези Божии: хотя он и понес[великий] труд приготовления пути, но не обрел Бога, шествующего по стезям его. Стало быть, **"путь Господа"** есть добродетель, а **"прямая стезя"** - правильный и правдивый способ [осуществления] этой добродетели. **Всякий дол да наполнится** - разумеется, [наполнится] теми, которые правильно приготовили путь для Господа и сделали прямыми стези Его; ибо не просто всякий [дол] и не всех: ведь [речь не идет о доле] тех, кто не приготовил путь для Господа и не сделал прямыми стези Его. **"Дол"** есть плоть каждого [человека], взрезанная бурным потоком страстей, которыми разрывается ее связь и сочетание с душой по духовному закону соединяющего Бога. Под **"долом"** можно мыслить и душу, размываемую ливнями неведения и лишаемую через порок красоты равнинного благолепия в духе. Поэтому всякий дол, то есть плоть или душа приготовивших путь для Господа и сделавших прямыми стези Его, наполнится через отвержение страстей, делающих неровными их долы, и, обретая естественно присущий ему внешний вид путем привнесения добродетелей, выравнивается духом. **Всякая гора и холм да понизятся.** Долам, по-видимому, присуще способствовать неким естественным образом возникновению гор и холмов. **"Гора"** есть всякое превозношение, восстающее против познания Божия [[new:2kor:10:05|(2Кор. 10:5)]], а **"холм"**- всякий порок, противостоящий добродетели. Если же **"горы"** суть духи, производящие неведение, а **"холмы"** - [духи], творящие порок, то, очевидно, что когда всякий дол, то есть, как я сказал, плоть или душа приготовивших путь для Господа и сделавших прямыми стези Его, наполнится ведением и добродетелью благодаря присутствию в нем Бога Слова через [осуществление] заповедей, тогда **"понизятся"** все духи лжеимянного ведения и духи порока. Их попирает и подчиняет Слово, Которое ниспровергает вознесшуюся лукавую мощь человеческого естества и как бы срывает до основания величие и высоту гор и холмов, наполняя долы. И действительно, если кто-нибудь силой Слова будет завладевать всем тем, что захватывают вопреки естеству бесы, творящие противоестественное неведение и порок, то никогда не будет возноситься вершина неведения и порока, так же как не было бы горы или холма чувственно являемых [вещей], если бы люди обладали механизмом для сравнивания таких гор и холмов и для наполнения долов. Понижение мыслимых и лукавых гор и холмов есть возвращение в свое исходное состояние естественных сил плоти и души. Вследствие такого возвращения боголюбивый ум, естественным образом выравниваемый богатством добродетели и ведения, размеренным шагом проходит через век сей и без оглядки направляется к неувядающему и нетленному миру умопостигаемых и святых сил, не раздражаемый неровностью невольных искушений, причиняющих боль, и умеренностью в плотских потребностях делая более легким путь заповедей, который [обычно] бывает затруднительным по причине суровых трудов плоти. **"Кривизны"** выпрямляются, когда ум, освободив члены тела от страстей, то есть отрезав органы чувств и прочее от любострастного действия, научает их приводиться в движение соответственно простому логосу естества, направляя к Причине, от Которой они произошли. **"Неровные пути"**, то есть натиски невольных искушений, станут гладкими путями, когда ум, благосклонно приняв [все] немощи, скорби и нужды, [не перестает пребывать в духовной] радости и благодушии и через невольные труды лишает всякой силы владычество добровольных страстей. Ибо добивающийся истинной жизни знает, что любой труд, вольный или невольный, становится смертью для наслаждения - матери смерти; поэтому он с радостью воспримет всё **"неровные пути"**, то есть натиски невольных искушений, и, благодаря терпению пребывая в радости, делает скорби легкими и гладкими путями, неуклонно отсылая себя к почести вышнего звания [[new:fil:03:14|(Флп. 3:14)]] и среди скорбей благочестиво прокладывая [свой] Божий путь. Итак, он, полностью освободившись с помощью воздержания от извилистого и запутанного наслаждения, многоразличным образом сплетенного с органами чувств, делает неровные пути ровными. А своим терпением попирая трудноодолимый и суровый натиск [подвижнических] трудов, он делает кривизны гладкими путями. Вследствие чего [такой человек], как в награду за добродетель и за тяжкие усилия ради нее, поскольку он добро и //законно подвизался// [[new:2tim:02:05|(2Тим. 2:5)]], влечением к добродетели препобеждая наслаждение, любовью к ведению попирая муку и с помощью обоих мужественно перенося божественные борения, узрит спасение Божие. Ибо говорится: **И узрит всякая плоть спасение Божие** - разумеется, всякая верующая плоть, согласно [словам]: //Излию от Духа Моего на всякую плоть// [[new:act:02:17|(Деян. 2:17)]], то есть на верующую [плоть]. Ведь не всякая плоть узрит спасение Божие, поскольку [этого не случится] с плотью нечестивцев, как то делает явным истинное Слово: //Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни// [[old:is:26:10|(Ис. 26:10)]], но, уточняя, [лишь] всякая верующая плоть. Священное Писание, говоря в частности о плоти, обычно обозначает всего человека; и, как бы восклицая, [изрекает]: и узрит всякий человек спасение Божие, - разумеется, всякий человек, услышавший вопиющий в пустыне глас, приготовивший, в соответствии с дарованным [ему] смыслом созерцания, путь для Господа, соделавший прямыми стези Его, наполнивший через срывание мыслимых и лукавых гор [свой] дол - душу, которая, вследствие преступления божественной заповеди, собственной впадиной вызвала вознесение и возвышение названных лукавых гор и холмов, таким наполнением произведший понижение лукавых сил, выпрямивший посредством воздержания кривизны добровольных страстей, то есть движения наслаждения, и через терпение выровнявший и сделавший гладкими неровные пути невольных искушений, случившихся с ним. Естественно, что такой человек, обретя чистое сердце, узрит спасение Божие. Вследствие добродетелей и благочестивых умозрений, он сердцем узрит Бога в конце [своих] усердных подвигов, согласно [сказанному]: //Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5:8)]], и вместо трудов ради добродетели воспринимает благодать бесстрастия, которой более всего присуще являть Бога тем, кто обладает [ею]. Для взыскующих высот умозрения возможно и иное рассмотрение этого: в лишенной страстей душе, как в пустыне, [звучит] благодаря добродетелям глас тайно вопиющей божественной мудрости и ведения, поскольку Единое и То же Самое Слово для всех делается всем [[new:1kor:09:22|(1Кор. 9:22)]], приспосабливаясь к каждому, простираясь на каждого и заранее даруя благодать, словно глас - предтечу, приготовляющую каждого к Его Пришествию. В одних она становится покаянием, как предтеча будущей праведности, в других - добродетелью, как предуготовление ожидаемого ведения, а в третьих - ведением, как изображение будущего божественного состояния. И для созерцающего ума, умозрительно совершающего божественные восхождения Слова и приспосабливающего к каждому Его поразительные и человеколюбивые проявления, соответственно которым Оно для всех делается всем, чтобы спасти всех [[new:1kor:09:22|(1Кор. 9:22)]] //через богатство благости// [[new:rim:02:04|(Рим. 2:4)]] Своей, просто не хватает времени, [чтобы постигнуть всё это]. //**Вопросоответы к Фалассию.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 4-6 **Как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие** //"Путь"//, который повелевает уготовить, есть образ жизни по учению Христову; ибо Господь вскоре имел проповедовать. //"Стези"// суть заповеди Закона, как бы уже истертые. Повелевается делать их //"прямыми"//, потому что фарисеи развращали заповеди. Под //"путем"// можно разуметь и душу, а под //"стезями"// - помыслы и дела. Итак, нам должно уготовлять душу и делать правыми дела и помышления наши. Потом как бы кто-либо спросил: как же мы совершим это? Ибо добродетель нелегка для исполнения и встречает много козней и препятствий и от лукавых сил, и от живущих в нас страстей? Отвечает, что ничто не будет трудно, но все удобно. Ибо долины //"наполнятся"//, то есть естественные наши силы, ослабевшие для добра и пришедшие в низкое состояние, восполнятся; //"всякая гора и холм"//, то есть противные силы и пожелания, кажущиеся нам вложенными с природой, поистине ослабели: и все сделалось ровным, и кривое переменилось на прямое. Ибо Христос упразднил противные силы, которые здесь называются горами и холмами, и оживил природные наши побуждения к добру, которые евангелист назвал наполняемыми долинами. Ибо Он для того и воплотился, чтобы восставить нашу природу в собственный ее вид. //"Узрит всякая плоть, - //сказано//, - спасение Божие"//, - не иудеи только и пришельцы, но всякая плоть, ибо Евангелие пронесено по всей земле. Можно было бы сказать и многое другое, но по большей ясности пусть будет сказано это. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 4-6 **якоже есть писано в книзе словес Исаии пророка, глаголюща: глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень: правы творите стези его: всяка дебрь исполнится, и всяка гора и холм смирится: и будут стропотная в правая, и острии в пути гладки: и узрит всяка плоть спасение Божие** В явлении и проповеди Предтечи и Крестителя Иоанна еванг. Лука, как равно и св. Матфей (3 гл.) с Марком (1 гл.), указывает исполнение пророчества Исаии ([[old:is:40:03|Ис. 40:3]] и дал.), и он приводит в своем Евангелии это пророчество полнее, чем Матфей и Марк. Слова пророчества взяты от обычая, когда царь находился с войском в походе, – посылать вперед вестников, для объявления приближения его, приготовлять все нужное для него и устроять дороги. Иные толкователи здесь разумеют возвращение иудеев из Вавилонского плена. В пророчестве под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос, явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший иудеев к принятию Его, как царя – Мессии своего, и устранявший, по возможности, препятствия к принятию Его, которые составляют грехи человеческие; отсюда и сущность проповеди Иоанна: покайтесь. Узрит всяка плоть, т. е. все люди [[new:act:02:16|(Деян. 2:16)]], спасение Божие, – спасение мира, совершаемое Богом. Вот как описывает один из духовных писателей (Певницкий) явление Предтечи с первою проповедию: «Мы представляем себе стечение народа в каком-либо месте около Иордана по случаю праздника или по чему-либо другому. Среди беседы пред обществом вдруг является молодой человек, прикрытый эпанчею из верблюжьего волоса, подпоясанный кожаным поясом. Суровая аскетическая жизнь его молодому лицу придала сухость и бледность. На челе его следы трудовой сосредоточенной мысли, в его глазах блестит и выражается какое-то особенное одушевление и на всем лице ясный отпечаток самоуглубления и решительности. Сильным, высоким голосом он начинает сильную речь к собравшемуся обществу; оно поражается неожиданностию этой речи, поражается видом человека, Бог весть откуда явившегося и такого необыкновенного по виду. Слова его, полные небесной святости и внутренней энергии, как гром, раздаются пред собранием и после того, как этого слова не стало, не вдруг приходит в себя пораженное собрание... Новые слова глубоко западают в душу слушающих. Начинают спрашивать, кто этот странный и, по-видимому, ведший человек. Желание слушать его растет все больше и больше. Пророчество, давно не слышное в Иудее, проявилось с такою силою, какой не было, говорят, и в устах Илии, и Иоанн делается великим провозвестником и вождем нового направления духовной жизни в иудейском народе. Сила духа и слова Иоанна производили необыкновенное впечатление на современные ему поколения и, по словам евангелистов Матфея [[new:mf:03:05|(Мф. 3:5-]][[new:mf:03:06|6)]] и Марка [[new:mk:01:05|(Мк. 1:5)]], к нему выходила в пустыню вся страна Иудейская и иерусалимляне, и крестились от него, исповедуя грехи свои.» Еврейский историк Иосиф Флавий свидетельствует, что «народ, восхищенный учением Иоанна Предтечи, стекался к нему в великом множестве и что власть его была так велика над иудеями, что они готовы были сделать по его совету все, и что сам царь Ирод боялся этой власти великого учителя над своими подданными.» //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие** (См. [[new:mf:03:03|Мф. 3:3]]). Евангелист Лука, впрочем, приводит пророчество Исаии в более полном виде, чем Матфей и Марк [[new:mk:01:03|(Мк. 1:3)]]. Кроме 3-го стиха 40-й главы, он приводит 4-й и 5-й (по тексту Семидесяти, с небольшими собственными изменениями). //«В книге слов...»// т. е. в книге, содержащей слова или изречения пророка Исаии (ср. [[old:am:01:01|Ам. 1:1]]: слова Амоса). «//Всякий дол//», т. е. всякая долина, низина, овраг (φάραγξ). Это, а равно и следующие выражения: гора, холм, кривизна, неровные пути, – все образы, служащие для обозначения нравственных препятствий, которые должны быть удалены Иоанном с пути, по которому Мессия идет к Своему народу. Удалены эти препятствия могут быть только через искреннее раскаяние народа. //«Спасение Божие» (//см. комментарии к [[new:lk:02:30|Лк. 2:30]]). Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» – это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. [[new:act:02:17|Деян. 2:17]]). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов. **//Толковая Библия.//** [<10>]