[<10>] ====== Толкования на Лк. 3:8 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму** //Вопрос//. Какие **«достойные плоды покаяния»**? //Ответ//. Это дела правды, противоположные греху, которые должен плодоносить кающийся, исполняя сказанное: //«принося плод во всяком деле благом»// [[new:kol:01:10|(Кол. 1, 10)]]. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Фотий Константинопольский ===== **Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму** См. Толкование на [[new:mf:03:09#svt_fotij_konstantinopolskij|Мф. 3:9]] ===== Прп. Антоний Великий ===== **Сотворите же достойные плоды покаяния** Посмотрите на пророка Давида: когда он впал в беззаконие с женою Урии и был обличен пророком Нафаном как в сем преступлении, так и в том, что умертвил мужа ее, — то, выслушав обличение, он тотчас смирился и начал раскаиваться. Посему Нафан сказал ему: //Господь отъя согрешение твое// [[old:2ts:12:13|(2 Цар. 12, 13)]]. Давид, получив прощение греха своего, помнил его и память о нём оставил в потомстве, чтобы все знали о нём от одного поколения до другого. Получив прощение, он сказал Господу: //научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся// [[old:ps:050:15|(Пс. 50, 15)]]. Из сих слов Давида все грешники должны научиться раскаянию во грехах своих по примеру его. Они не должны никогда забывать грехов, которые прощаются им, но должны помнить их. О сем Бог через пророка Исаию так сказал: //Аз есмь, Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради, и грехи твоя, и не помяну, ты же помяни, да оправдишися// ([[old:is:43:25|Ис. 43, 25]]-26). Итак, грешник не должен забывать грехов своих, когда Бог прощает ему оные, но должен помнить их, чтобы оправдаться перед Богом. Подобным образом Бог говорит и через пророка Иеремию: //обратися ко Мне, доме Израилев, и не утвержду лицá Моего на вас, яко милостив Аз есмь, и не прогневаюся на вы во веки. Обаче веждь беззаконие твое, яко в Господа Бога твоего преступила еси// ([[old:ier:03:12|Иер. 3, 12]]-13). И мы, дети мои, не должны прощать себе грехов, когда Бог прощает их нам, но непрестанным покаянием должны возобновлять их в памяти. Посему-то Иоанн Креститель, крестя приходящих к нему иудеев и прощая им грехи, говорил: «Получив прощение грехов, не будьте беспечны, **но сотворите плоды достойны покаяния. Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, не творящее плода дoбрá, посекается, и во огнь вметается**». //**Письма к монахам.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму** **Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму.** Какая живая и твердая вера во всемогущество Божие. Здесь вера выше даже Моисеевой. Моисей говорил с сомнением: //разве нам из этой скалы извести для вас воду?// [[old:chis:20:10|(Числ. 20,10)]]; а Этот говорит твердо: **Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму**, что еще чудеснее истечения из камня воды. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму** См. Толкование на [[new:lk:03:07#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 3:7]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Сотворите убо плоды достойны покаяния: и не начинайте глаголати в себе: отца имамы Авраама: глаголю бо вам, яко может Бог от камения сего воздвигнути чада Аврааму** Т.е. если вы действительно желаете избежать гнева, то **сотворите плод достойный покаяния**, живите так, как должно человеку, принесшему покаяние – исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво. **Сотворите плод**. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое и с добрыми плодами означает человека добродетельного; дерево безплодное и с дурными плодами – человека, не делающего добра и делающего зло. Иудеи, в особенности же фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраамовы, а Иоанн говорил, что одно происхождение их от Авраама, без покаяния и исправления, не имеет цены в очах Божиих: ибо всемогущему Богу возможно даже и **из** этих – лежащих на берегу Иордана, – **камней воздвигнуть** чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоиваться вместе с ним чести или награды его в царстве небесном (Зигаб). Некоторые из толкователей под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных иудеев. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму** См. Толкование на [[new:lk:03:07#lopuxin_ap|Лк. 3:7]] [<10>]