[<10>] ====== Толкования на Лк. 3:21 ====== ===== Свт. Григорий Палама ===== **Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо** См. Толкование на [[new:mf:03:16#svt_grigorij_palama|Мф. 3:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо** См. Толкование на [[new:lk:03:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 3:19]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Бысть же егда крестишася вси людие, и Иисусу крещшуся и молящуся, отверзеся небо** Евангелист Лука повествует о крещении Христовом короче, чем еванг. Матфей, и более сходно с еванг. Марком [[new:mf:03:13|(Мф. 3:13-]][[new:mf:03:17|17;]] [[new:mk:01:09|Мк.1:9-]][[new:mk:01:11|11)]]. Иисус Христос **крестился** – во 1-х для того, чтобы Своим крещением засвидетельствоват важность крещения Иоаннова, бывшего приготовительным к крещению, которое Он имел установить, и чрез это Своим примером установить и освятить первое христианское таинство крещения; освятить и самыя воды, имеющие давать освящение в таинстве крещения (Амвр. Мед). «Приемля крещение, говорит св. Златоуст, Иисус Христос убеждает всех в необходимости принимать установленное Им крещение». Он принял на Себя грехи человечества, и подвергает Себя действию, которое имело очищать грехи человеков. – Во 2-х, Иисус Христос крестился для того, чтобы тут во время крещения явить Себя иудейскому народу и всему миру, как истинного Мессию, свидетельством Бога Отца и сошествием Св. Духа (Мих.). Тут при крещении выразилось и смирение Господа для нашего спасения: с рабами Господь, с виновными Судья, с грешными Безгрешный идет креститься. Иисус Христос крестился, будучи 30-ти лет (см. [[new:lk:03:23|Лк.3:23]]). В синаксаре на крещение Господне читаем: «крестился Иисус Христос 30-ти лет, – в таком возрасте, который у людей легко склоняется ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам св. Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие; второй, юношеский, разжигается вожделением плотским; так тридцатилетний возраст совершенного мужа порабощен корыстолюбию, тщеславию, гневу и всяким грехам. До сего возраста Господь отложил крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». К этому времени и Иоанн уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто – проповедуемый им Христос. После крещения Иисус Христос имел вступить в дело искушения рода человеческого. А по еврейским законам никакое общественное служение нельзя было начинать ранее 30-ти-летнего возраста. (См. [[new:lk:03:23|Лк. 3:23]]) Еванг. Лука повествует, что Иисус Христос при крещении Своем **молился**. Это – особенная черта, которая не указана ни Матфеем, ни Марком. Крещение Христово было началом служения Его в качестве Мессии, следовательно, важнейшим событием в Его жизни; потому Он и ознаменовал это событие молитвою. «Омывая грехи человечества в Иорданских струях, пишет о. Вишняков, Иисус Христос молился о том, чтобы чрез Его безгрешное омовение распространилось очищение на все человечество и, может быть, также о том, чтобы Его человеческому естеству Отец даровал силы, если можно так выразиться, вполне совершить, начатый крещением, подвиг очищения и искупления человечества. Впоследствии, пред окончанием этого подвига, мы видим, – Он молился о том же самом. Разумеем моление о чаше. Последовавшими за молитвою знамениями Бог показал, что Он услышал молитву Сына Своего. Отверзстие небес, Божественный глас и видимое сошествие Св. Духа – вот знамения, которыми Бог ощутительно для всего народа, присутствовавшаго при крещении Господа Иисуса, ответил на крещение и молитву Сына Своего возлюбленного. Грехом первого человека закрылось для всего человечества небо, и вот чрез Господа-Искупителя оно открывается для него. В гласе с неба выражается вся отеческая любовь к Сыну, как Агнцу, берущему на себя грехи всего мира, и слышится великое слово о примирении неба с землею, Бога с человеками. Явлением Духа Св. в виде чистой из птиц, голубя свидетельствуется это примирение и очищение грехов человечества (см. далее). **Отверзлось небо**, – т. е. свод небесный, чувственное небо, на подобие того, как это бывает во время сильного блеска молнии. – В Евангелии Матфея говорится, что //Иоанн удерживал// И. Христа, когда Он пришел к нему креститься, говоря: //мне надобно крестится от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? но Господь сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду// [[new:mf:03:14|(Мф. 3:14-]][[new:mf:03:15|15)]]. Это значит, что Иоанн Предтеча считал себя недостойным крестить Господа и сознавал нужду в собственном крещении, но Господь говорил, что так требуется по воле Божией – как Законодателю, Ему прежде других надлежало исполнить закон (Блаж. Иерон.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 21-22 **Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение** //«Когда же крестился весь народ»//. Это более определенное, чем у Матфея [[new:mf:03:13|(Мф.3:13)]] и Марка [[new:mk:01:09|(Мк.1:9)]], замечание о времени крещения Христа. «Это происходило, говорит евангелист Лука, тогда, когда в народе проявилось всеобщее стремление к принятию крещения от Иоанна». А это указывает на конец проповеднической деятельности Предтечи (Богословский, с. 63). //«Молился»//. Об этом говорит только Лука, отмечающий этим, что крещение было особенным важным в жизни Христа событием(ср. [[new:mf:26:36|Мф.26:36]]; [[new:lk:09:28|Лк.9:28]]). //«Отверзлось небо».// У Матфея и Марка сказано, что отверзение неба было предметом видения [[new:mf:03:16|(Мф.3:16;]] [[new:mk:01:10|Мк.1:10]]), и потому некоторые толкователи склонны представлять это «//отверзение//» не как нечто фактическое, а как только нечто кажущееся известным лицам. Но евангелист Лука отрезает всякий путь к таким перетолкованиям, говоря, что небо отверзлось и не прибавляя, что это было видение. Чудо это, а равно и последующее сошествие Святого Духа в виде голубя и глас Бога Отца – все это были действительные события. //«Дух Святый...»// (см. комментарии к [[new:mf:03:16|Мф.3:16]]). //«В телесном виде»//, т. е. Он явился в обыкновенном виде голубя. «//Ты//». Евангелист Лука в этом сходен с Марком (у Матфея – «Сей») см. [[new:mk:01:11|Мк.1:11]]. //«В Тебе...»// Евангелист Лука здесь опять передает глас Бога Отца как прямое обращение ко Христу (у Матфея и Марка – //«в Котором»)//. [<10>]